Среда, 26.04.2017, 12:00
  Фарисеевка...аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидите в Царствие Небесноe...
Меню сайта
История Церкви
Свящ. Г.С.Петров [7]
Запросы современной церкви (1905 г.)
Д.И.Багалей [12]
История города Харькова. Церковь и духовенство
По пути возрождения [13]
Материалы СЦ ЕХБ
Свящ. К.Смирнов [7]
Письмо Патриарху Тихону
А.Левитин–Краснов, В.Шавров [3]
Очерки по истории русской церковной смуты
Да будут все едино [16]
"Низовой" экуменизм. Или попросту братолюбие.
Оливье Клеман [43]
Беседы с патриархом Афинагором
Сегодня
Чтения от Библия-центр

Богослужебные указания
Голосование
Ваше отношение к межконфессиональному диалогу и сотрудничеству?
Всего ответов: 865
200
-->
Друзья сайта

Библиотека святоотеческой литературы

Marco Binetti. Теология, филология, латинский язык.







Библиотека Якова Кротова



Богословский клуб Эсхатос

Главная » Статьи » История Церкви » Д.И.Багалей

История города Харькова, гл.11, ч.5

Раньше мы говорили о первом Троицком храме. В 1764 г. он был заменен новым каменным храмом, заложенным в 1758 г.[1]. В надписи на каменной доске, которая вделана в стену при входе в церковь с правой стороны говорится так (см. сним. с надписи): "во славу Святыя, единосущныя, животворящая и нераздельные Троицы, а в пределе Рождества Пресвятыя Богородицы начался сей храм строитись в 1758 год месяца дня 27, за державы благочестивейшия и великия государыни Императрицы Екатерины Алексеевны [2], при наследнике ее благоверном государе Цесаревиче Павле Петровиче, благословением преосвященнаго Порфирия, епископа Белгородского, з доброхотных даяний, присмотром иерея Бориса Янкевича. А окончен и освящен 1764 года месяца мая [3]. Храм был небольшой с тремя куполами. Главный храм именовался "большою церковью". Колокольня не была отделена от храма; вверху ее был шпиц, а на нем в виде статуи изображение ангела, с трубою в руках. По старым описям значится, что храм сооружен на доброхотные даяния прихожан и сторонних людей, но каких именно не сказано. На некоторых церковных документах конца XVIII века встречается только следующая надпись: "Прихожанин колл. ассес. Иван Будянский, строитель каменной Троицкой церкви". По одному древнему преданию денег не хватило и пришлось один из пределов временно покрыть вместо драни соломой. 2-й Троицкий храм стоял до 1857 года, т.е. 93 года.

Плита-надпись в стене Троицкого храма.

"Таким образом, говорить проф. Е. К. Редин, современный храм ничего не сохранил в архитектурном отношении от XVIII века [4]. Из других памятников - икон, упоминаемых преосв. Филаретом [5], как перешедших из древнего храма - также ничего не осталось.

Икона св. Николая в Троицкой церкви.К XVIII веку относятся две иконы, упоминаемые и преосв. Филаретом, как известные по описи 1817 года: это, как сказано выше, Св. Николая и Смоленской Божией Матери.

Икона Св. Николая писана в сером тоне; лицо старца с небольшой бородкой. Письмо иконы сухое, жесткое, но старательной выписки всех деталей. Риза красная с золотыми цветами и бордюрами, нижняя одежда голубая; рельефом: евангелие, украшения, кресты, набедренник. На золотом фон в верхней части иконы -рельефом золотые цветы. По сторонам головы Святителя обычные изображения в малом размере Христа и Богородицы [6]. (См. рис. на этой стр.).

Икона Богородицы Смоленской - живописного характера, в широком стили; благодаря переписи заново лика Богоматери и Младенца Христа, икона утратила научный интерес [7].

Из других древностей церкви ХУШ в. выделяются по своей сохранности, красоте — два памятника ювелирного искусства.

1) Дарохранительница — серебряная позолоченная, 1781 г., изящной работы. (См. рис.). Она имеет вид надгробного памятника с гробницей, урнами по четырем углам вверху, с изящными пилястрами на каждой сторон. Поверх памятника стоить серебряный крест с прекрасными изображениями финифтью Распятого Христа, Бога Отца, Богородицы и Иоанна.

Цвета финифти: голубой, эмалевый, зеленый. (Высота креста 37х21 см.; гробницы выc. 21 1/2 см., ширина 22 см.).

На гробнице выгравировано: "старанiемъ с~щенника Павла Моренкова".

2) Сосуд для пшеницы, вина и елея, серебряный с широким круглым основанием. На этом основании ножка для блюдца, на котором рельефно - сноп колосьев. Слева и справа на основании ветвь с сосудами для вина и елея. Центральная ножка держит большое блюдо, на котором гравированный шестиконечный крест, копье, губка и здание Иерусалима. Сзади рельефная фигура Ангела, поддерживающего три серебряные ветви, оканчивающаяся углублениями для свечей [8]. (См. рис.).

Дарохранительница 1781 года в Троицкой церкви.         Сосуд для пшеницы, вина и елея 1781 г. в Троицкой церкви.

В ризнице церкви имеется множество драгоценных предметов: сосудов, крестов, чаш, икон 30-40 гг. XIX ст., из них последние в прекрасных серебряных позолоченных ризах.

Икона Спасителя XVIII в. в часовне Троицкой церкви.В часовне церкви имеется несколько икон, происходящих, полагаем, из второй церкви, т.е. относящихся также к XVIII веку. Таковы: 1) Иисус Христос, в малиновом хитоне, голубом гимайи, со сферой, благословляющий именословно. Вместо нимба вокруг головы - Сияние; стоит на облаках, у ног херувимская головки [9]. (Рис.).

Богородица - в голубом хитоне и розовом мафории; красивое лицо; Младенец, которого Она держит на левой руке, со сферой, в рубашке с расстегнутым воротом, в красном гиматии. Икона -живописного характера, академического письма, несомненно конца XVIII века.

Такого же письма, такого же характера работы - большая икона [10] сложной композиции, символического характера по сопоставлению в ней лиц различного времени, объединенных Христом, идеею о его милосердии, благодаря которому получают прощение кающиеся грешники. Такого рода иконы, по-видимому, были популярны в XVIII в. на юге России, и одна из них, описанная нами, — произведете южнорусского искусства, из церкви в селе Бабаев, только меныних размеров и с незначительными отличиямн, была на выставке XII археологического съезда в г. Харькове [11].

На иконе Троицкой церкви Христос стоит на ступеньках нагой, прикрытый лишь красным гиматием, левой рукой он поддерживает крест, а правой указывает на рану в боку. Над ним Св. Дух. У ног его слева на коленях Мария Магдалина - прекрасная фигура в зеленом платье, с распущенными волосами по открытым плечам. Рядом с ней на коленях благоразумный разбойник, прикрытый лишь по чреслам; он стоит на кресте. Справа на коленях, в красной порфире стоит царь Давид; у его ног корона, лира, скипетр. Возле него стоит юноша - блудный сын, в гиматии на кресте, с посохом.

Над этой иконой - другая, представляющая Бога Отца, сходного письма, XVIII в.

В часовне же имеются небольшие иконы в медальонах с нижнего яруса иконостаса и среднего (праздничные): Сретение, Крещение, Жертвоприношение Авраама, Благословление Давида - все XVIII в., живописного характера.

По слабым остаткам памятников живописи в Троицкой церкви мы можем судить, какого характера она была в XVIII в. в церквах г. Харькова, в применении к отдельным иконам, и к ряду таковых - в украшении иконостасов. С незначительными по количеству памятниками этой религиозной живописи XVIII в., носящей по преимуществу черты местного, южного происхождения, с отмечаемым в ней влиянием западных образцов, встретимся и в некоторых других церквах г. Харькова, о которых скажем далее".

Настоятелями Троицкого приходского храма были следующие лица: 1) о. Иосиф, известный по документу 1659 года; 2) Максим Степанович Крамаренко, известный по документу 1673 года и скончавшейся в 1676 г.; 3) Павел Степанович Крамаренко 1676-1736 гг. - родной брат предыдущего, священствовал здесь 60 лет; по переписи 1732 г. П.Крамаренко имел в предместье г. Харькова двор и поданных малоросиян; при нем в 1724 г. был установлен сбор в государственную казну пошлинных денег - с Троицкой церкви в размере одного рубля, 5 алтын, 2 денег; 4) Михаил Павлович Крамаренко (1715- 1738 гг.) — сын предыдущего, задолго до смерти отца принятый в качестве помощника его по приходу. Следовательно, в течение 21 года при Троицкой церкви было 2 священника. Он умер от свирепствовавшей в 1738 г. в Харькове моровой язвы; в фамильной летописи Квиток читаем: "в 1738 г. во время моровой язвы в Харькове из людей знатных померли - Иоанн поп Благовещенский и Михаил Троицкий и купец Грунин со всеми змерл; 4) Павел Григорьевич Копейчик (1738-1749) — зять священника Михаила Крамаренка; это был первый священник Троицкой церкви, окончивший курс в харьковском Коллегиуме. Священник от. Михаил еще при жизни своей принял его в дом свой, как кандидата на свое место, с согласия прихожан и благословения преосвященнейшего Петра; будучи священником, он в то же время состоял преподавателем в Коллегиуме; в 1743 г. он овдовел, а в 1746 г. преосвященный выдал ему на 3 года грамоту для продолжения иерейского служения (овдовевшие священники должны были получать такие грамоты); священник Копейчиков пользовался расположением своих прихожан, которые в 1743 году писали Белгородскому митрополиту Антонию так: "ныне год тому пятый, как при Троицкой церкви поп Копейчик служит добропорядочно, церковные правила и мирсния требы исполняет без упущения, его служешем и наставлешем все мы нижайппе довольны и нужд нам никаких не находится"; 5) Борис Иванович Янкевич (1744-1788 гг.) — внук священника П.Копейчика; в древних церковных актах он подписывался Лопатинским, назывался и Лопатою, а фамилию Янкевича принял якобы вследствие своего происхождения от этого дворянского рода; родился в 1724 г. в Сумах, — отец его был тамошний посполитый крестьянин; образования был домашнего: "русскому письму, чтению и пению обучен был отцом своим, кроме того иным никаким наукам и мастерству не учен"; до определения в священники был "при келлии его преосвященства митрополита Белгородского Антония в должности лакейской [12], а больше нигде не бывал". Священник Янкевич владель очень хорошим достатком: он был награжден от отца своего движимым и недвижимым имением; по гражданским делам 1761 г. видно, что он владел хутором на р. Немышле; принимал он живое и горячее участие в постройке нового храма; в 1780 году он был сделан "десятоначальником" т.е. начальником 8 городских и 2-х сельских церквей; 6) Протопоп Павел Иосифовпч Моренко (1766-1800); родился в 1731 году; отец его был козак прихожанин Троицкой церкви; школьного образования у него не было; в 1759 году был посвящен диаконом к Троицкой церкви, а в 1761 году — священником соборной, откуда должен был уйти, потому что не умел говорить проповедей; сделавшись священником в Троицкой церкви (на диаконской вакансии), он все-таки, по той же причине, стоял в церковных процессиях ниже всех остальных; так как его самолюбие от этого сильно страдало, то он постарался добиться назначения протопопом; преосвященный Феоктист назначил его протопопом в Недригайлов, но потом по настоятельной просьбе оставил при Троицком храме протопопом на диаконском месте - он был первым протопопом приходской церкви в Харькове и сильно кичился этим, как доказывает следующий случай. Харьковская купчиха Аксенова в прошении своем духовному правлению жаловалась, что протопоп Моренко, бывши с нею в гостях в доме купца Андрея Панкова, громогласно упрекал ее за дурную якобы жизнь, при чем прибавлял: "признайся де во всем — и я могу теперь простить тебя во всем, бо я теперь с именем протопопа"; дело это было прекращено по взаимному соглашенко обеих сторон; Моренко имел довольно значительное состояние: у него был собственный дом "в земляном замке близь соборной церкви", а также хутор, граничивший с соборною церковною землею; в 1776 году соборяне жаловались, что он произвольно перерезал канавами их луки и спустил с них весеннюю воду в свой пруд, чем причинил церковной земле не малый вред; 7) священник Стефан Иванов (1788- 1790) — окончивший курс в Харьковском Коллегиуме и бывший там учителем; скоро перешел на штатное место в собор; 8) священник Иоанн Яковлевич Любочинский (1790- 1811), окончивший курс в Харьковском Коллегиуме; был искусен в чтении и произнесении проповедей; 10 лет состоял присутствующим в Харьковском духовном правлении.

До 1745 года диаконов не было. Первым диаконом был Тимофей Иванович Лавровский, определенный на эту должность в 1746 году, но неизвестно, исполнял ли он ее фактически или нет, ибо против его назначения последовала жалоба священников; в несколько неопределенном положении находился и второй диакон Моренков; диакон Павел Китенко, "искусный в чтении катехизиса и церковных поучений" и состоятельный - имел недвижимую собственность в уезде и обширный дом в Харькове о пяти покоях, который сдавал в наем, а жена его вела торговлю постным маслом и сальными свечами.

Причетниками состояли разные лица по найму прихожан. Образовательный ценз их был очень разнообразен; были и такие, которые учились в Харьковском Коллегиуме, но не окончили в нем курса. Число их было не одинаково: в 1732 году их было 8, в 1742 году - 4 дьячка и 1 пономарь, в 1758 г. — 1 пономарь, с 1779 г. — 1 пономарь и 1 дьячок.

В 1-й половине XVIII века круг обязанностей церковных старост был ограничен и потому о деятельности их за это время мы не встречаем почти никаких сведений. Известно только, что в 1743 году церковным старостою был Петр Кожин, а преемником его Пшеничный. Оба они были неграмотны. Последний передал преемнику своему Василию Андреевичу Топчиеву 1175 руб. 69 коп. остаточных денег. Василий Топчий известен своим самовластием в ведении церковного хозяйства. Священник Янкевич и прихожане жаловались Харьковскому духовному правлению на Топчия, что он не уплачивал денег подрядчику, принявшему на себя ремонт церкви, вследствие чего тот приостановил работу, что он вовсе не покупал тех материалов, кои показал купленными, и что он имел намерение "покорыстуваться" церковными деньгами. Духовное правление предписало причту и прихожанам потребовать денежного отчета от старосты, но тот уклонялся и в конце концов духовная власть должна была прибегнуть к содействию светской - наместническому правлению, которое предписало городскому магистрату, где Топчий служил бургомистром, поступить с ним по законам. Конец дела, к сожалению, неизвестен.

С давнего времени, по словам о. Николая Лащенка, Троицкому приходскому храму принадлежало несколько домов с дворами, но на чем основывал покойный ученый это извъстие, неизвестно; в документах же конца XVIII века упоминается, по его словам, о двух дворовых местах, кои н ныне находятся во владеши прихода (одно, на северной, другое - на южной стороне храма).

Троицкий приход был один из малочисленных по числу прихожан: в 1730 году в нем было 484 души обоего пола, в 1750 г. — 556, в 1770 г. — 698, в 1790 г. - 800. Очень тяжелыя утраты понес приход во время чумы 1738 года: "у нас нижайших, писали прихожане в 1743 году митрополиту Антонию, в 1724 году было приходских дворов 116, а ныне только 70, понеже в моровое поветрие людей много вымерло и приход умалился". Преосвященный Филарет указывает в Троицком храм несколько старопечатных богослужебных книг [13].

Об остальных храмах известно не много.

Старая Николаевская церковь, построенная в XVIII в."Древнейшая Николаевская церковь, говорит проф. Е.К.Редин, была деревянная. Она была устроена в одно время с основанием города у самой его стены. В 1733 г. церковь сгорела и на место ее был выстроен новый каменный, заложенный в 1764 г., а освященный в 1770 г.; приделы и престолы в верхнем ярусе устроены были уже в XIX в. На плане 1785 года церковь значится находящейся вне центрального укрепления, но неподалеку от крепостной стены. Деревянная колокольня, стоявшая отдельно от церкви, уцелела от пожара и существовала до 20-х гг. XIX стол. Какой вид имела церковь в XVIII в., можем судить по рисунку 1787 г.; как видно, в этом году она подвергалась реставрации, или переделке: по фасаду представлены леса. Лучшее понятие имеем об архитектуре храма по фотографы с нее, сделанной Досекиным, до сломки ее в 1886 г. (См. рис. на стр. 224).

В современном храме не осталось ни одного памятника XVIII в.; предметы церковной утвари наиболее древние - 30-40 гг. XIX в.

Первый храм во имя Благовещения Божьей Матери был деревянный, построенный около 1655 г. [14], однопрестольный, с тремя главами; вместо ограды он был обнесен тыном; колокольня его была также деревянная, рубленная. Вместо деревянной церкви в 1789 г. был заложен каменный храм, освященный в 1794 г. Мы не знаем, по какой причине деревянная церковь была заменена каменной; но в 1787 г. она, судя по рисунку на известном плане, еще не была разрушена; этот рисунок и знакомит нас с внешним видом первой Благовещенской церкви [15].

Старая Благовещенская церковь, построенная в XVIII в.Вторая церковь, каменная была однокупольная, имела богатый иконостас, устроенный в 1844-1846 г. (См. рис.).

Третья новейшая церковь заложена в 1888 г. [16].

От первой церкви в современной сохраняется два Евангелия Киевской печати 1697 г. и 1773 г., но в новых окладах, и крест и чаша.

Крест серебряный 1782 г., четырехконечный, не литой. На нем чернью: Распятие Христа, Христос в терновом венце, пожилой; в небольших медальонах чернью: Бог Отец на облаках, Богородица, Иоанн - в медальонах, фон золотой, насечкой. На ручке колонна с петухом, копье, рука, меч, гвозди, и др. предметы страстей [17]. (См. рис.).

Чаша, небольшая, изящная, 1779 г., с серебряной сетчатой решеткой по стенке сосуда; все же остальное пространство позолочено. На стенках сосуда медальоны с изображениями гравировкой - словно с образцов Киевских гравюр XVIII в.: 1. Христос Вседержитель на облаках, поднявшей вверх в благословении руку и держащий сферу; тип старческий, с длинной бородой; 2. Богородица на облаках, держащая у груди руки в молении; 3. Иоанн Предтеча на облаках, указывающей на Христа и держащий знамя; 4. Шестиконечный крест с копием и губкой; по сторонам надписи: IС ХС НИКА. Красивое подножие - большой круг с орнаментом в виде звезды в медальонах из гирлянд. В медальонах гравировкой - орудия страстей [18].

К первой же церкви относится икона Казанской Божией Матери в прекрасной, серебряной позолоченной ризе, 1776 г. (См. рис.).

Оклад евангелия в Благовещенской церкви.         Чаша в Благовещенской церкви 1779 г.

Крест в Благовещенской церкви 1782 г.         Икона Божией Матери в Благовещенской церкви 1776 г.

Из священников церкви известны: о. Алексей, упоминаемый в Куряжских актах 1659 года, от. Павел, упоминаемый в Куряжских актах 1701 и 1713 годов, Иоанн Матвеев, умерший от чумы в 1738 г., Автоном Захарьев, его сослуживец, умерший в 1779 г., Герасим Сливицкий и Петр Рожанский, его сослуживец прот. Матфей Рожанский, бывшие во время закладки храма в 1789 г.

Храм Рождества Христова (современный снимок).Первый храм Рождества Христова, бывший уже в XVII в., (основан не позже 1655 г.) [19] существовал до 1722 г., когда был заменен новым, который сгорел в 1731 году: "с 12 на 13 февраля в полночь, говорит Квитка, прежняя церковь Рождества Христова в Харькове за рекою Лопанью згорела"; новый (третий) храм освящен в 1735 году; четвертый каменный ныне существующий храм освящен в 1783 году (см. рис.); но в нем произведены с того времени изменения: колокольня с теплою церковью внутри построены в 1801 г., а в 1860 г. церковь расширена - пристройкой колокольни с двумя теплыми приделами; неизмененной в храме осталась средина храма с куполом и алтарь.

С видом четвертого храма, какой он имел вскоре после его построения, знакомимся по известному виду Харькова въ 1787 г.; а по рисунку Шепфлинга этот же храм предстает пред нами таким, каким он был в начале XIX в.

Из памятников ХVIII века в храме сохранилось Евангелие 1748 г.; оклад на нем 1834 г.; но древний оклад данного Евангелия перенесен на Евангелие 1833 года. Остались только наугольники с изображением (литых) Евангелистов и центральный медальон с изображением Рождества Христова: поклонение волхвов Христу Младенцу. На оборотной стороне в центральном медальоне Рождество пресв. Богородицы в оригинальной композиции: Иоаким подает руку Анне, лежащей на ложе. (См. рис.).

Оклад XVIII в. на евангелии 1748 г. (передняя сторона) в Рождественской церкви.         Оклад XVIII в. евангелия 1748 г. Рождественской церкви (обор, сторона).

Из священников известны - от. Григорий (1713 г.), Андрей, Феодор (1724 г.), Алексий Бородаев и Иаков (1735 г.).

Первый храм Вознесения Господня, деревянный, построен не раньше 1675 года. По Куряжским записям он известен в 1687 и 1703 г. [20]. Второй храм, по-видимому, был освящен в 1733 г.[21], так как в этом году арх. Досифеем был выдан в новую деревянную церковь антиминс. Храм этот, по преданию, между 1780-1785 г. сгорел и на место его воздвигнут в 1794 г. большой деревянный, на каменном фундаменте, с хорами внутри, с тремя престолами (Вознесения внизу и Св. Иоанна Богослова и Трех Святителей на хорах) [22].

В 1862 г. этот храм вместе с иконостасом продан в село Георгиевск, Коллениково-тоже, Валковского уезда, за 1700 руб.

Вместо проданного деревянного построен уже современный четвертый храм (заложен в 1863 г., окончен в 1876 г.) о пяти куполах, с высокою Колокольнею.

На известном план 1787 г. Вознесенская церковь не показана, что объясняется, вероятно, как и видели по историческим справкам, что ее в это время, после пожара (1780-1785 г.) до 1794 г. действительно и не было.

От второго храма сохранилось Евангелие московской печати 1735 г. (in fol.) с прекрасным серебряным, позолоченным окладом, с рельефным цветочным орнаментом, окружающим пять выпуклых медальонов, на которых чернью четыре Евангелиста и в центре в обычной композиции Вознесение Христа. На обороте рельефом крест с копьем и губкой.

От третьего храма сохранилось несколько икон, развешенных ныне в притворе, высоко на стенах.

1) Рождество Христово - икона, писанная на холсте хорошим мастером по западным образцам; весьма характерна для ХVIII в. и по композиции сюжета, и по стилю, и по типам, по костюму, выписки лиц и деталей. (См. рис. на стр. 375) Христос-Младенец, нагой, лежит на белом полотне в яслях, у изголовья бабка Соломея; впереди Богородица в красном хитоне, голубом гиматии, белом покрывале стоит на коленях, сложив руки у груди. Ее лицо красиво, с красным оттенком, шея открытая. За Богородицей стоит старец Иосиф в голубом хитоне и красном гиматии, с палкой. Справа сидит на камне изумляясь Ангел в белой рубашке (с открытыми плечами), голубом гиматии и с голубыми крыльями. Вверху по паре херувимских головок в облаках.

Это изображение занимает большую часть иконы. Внизу слова "с~тыя мученицы Анисiи": св. дева с непокрытой головой, в голубом длинном платье, коротком верхнем желтом и в красном гиматии, застегнутом на груди фибулой; в одной руке она держит цветы, а в другой, опущенной вниз, - меч. Изображение ее заключено в рамку стиля рококо. Справа в такой же рамке - "св. архидiяконъ Стефанъ" — юноша в голубом подризнике и верхнем стихаре, с цветами по белому фону, в одной руке у него камень, в другой кадило. Вокруг его головы, как и св. Анисии - красный фон вместо нимба. Между этими святыми в рамочке следующая характерная стихотворная надпись с датой 1788 года:

Сей младенець увиселяетъ насъ сво'имъ рожствомъ.
Хотя обновити плоть нашу своимъ божествомъ.
Сего и святий Стефан прославляетъ
Фарисей и садукей о немъ уверяетъ.
Wниже слушать w\т него правди не хотяху
Разярившисъ камениемъ его побиваху.
Сего Хр\ста с~тая мученица Анисия прославляет.
За что воинъ w\т ярости мечемъ ея пронзает.

1788 год.

П. ИРИНА.

105х80 СМ.

На обороте чернилом написано: "Грода Славянска протсперея Стефана Башинского и супруги его Анисии Семеновой дочери по отцу Бардаковой..... в Харьковскую Вознесенскую церковь 1807 года Августа 2 дня при сыне приходской церкви священники Харьковского Коллегиума Учителе Александре Башинском" [23].

2) Богородица с Младенцем - икона, писанная на холсте, южно-русской работы, XVIII в., по западным образцам. У Богородицы красивое округлое лицо, голубой хитон и красный мафорий. У Христа-Младенца также такое округлое лицо с румянцем, коричневыми волосами, в белой рубашке, подпоясанной красным поясом, в желтом гиматии. Вместо нимбов - светло-желтое сияние. Прекрасной выписки и сохранности [24].

3) Богородица с Младенцем, на холсте, копия хорошей картины русской работы, XVIII в. [25].

Икона Рождества Христова 1788 года в Вознесенской церкви.         Икона Божией Матери XVIII в. в Вознесенской церкви.

Из священников известны: от. Иаков (1725 г.), Леонтий Калиновский (1762 г.), Иоанн Калиновский (сын Леония) и Лаврентий Кореницкий [26].

Михайловний храм. "Из просьбы прихожан Михайловской церкви 1740 года видно, что деревянный храм Архангела Михаила в Харьков строился в 1711 году и строителями его были - ктиторы Иван Ус, Петр Миргород и ключник Василий Савченко; харьковец Андрей Молчан и изюмский судья Андрей Скочков пожертвовали притом по 100 рублей каждый. На месте этого храма, на северной сторон нынешней церкви стоит каменный памятник..... Каменный храм во имя Св. архистратига Михаила строился четыре года; основание ему было положено в 1783 году 10 сентября, по благословении преосвященного Аггея, протоиереем Михаилом Шванским, а освящение совершено тем же протоиереем 6 сентября 1787 года; строителем его был майор Гр. Мосцевый".

Вносим еще некоторые данный о Михайловском храм, сообщенные нам священником его о. Георгием Введенским. "Священники и прихожане Михайловской церкви, - пишет в своей записке о. Георгий Введенский, - получали чрез благочинных указы Императоров и Императриц, а также из Святейшего Синода, которые объявляли прихожанам в храм и таким образом напоминали о связи своего прихода с русским государством и русскою церковью. Интересно знать нам, что предписывалось и объявлялось прихожанам Михайловской церкви указами 18 века. Сентября 14 дня 1728 года в Михайловскую церковь прислан был печатный манифест императора Петра II, содержавший в себе строгое повеление, дабы нигде в городах и селах, воров и разбойников, также беглых солдат, драгун, рекрут и крестьян не скрывать и пристанищ им не давать. Манифест повелено священникам читать во дни воскресные и праздничные во храм всенародно. Манифест печатан в Москве, при Сенате.

В 1737 году был получен указ из Святейшего правительствующего Синода об обязанности исповедываться и приобщаться Тела и Крови Христовой всякому православному христианину, чтобы не отходили в крайнее заблуждение и не впадали в раскольнические прелести, кто не будет говеть в посты, с тех взыскивать штрафы по реестру; чтобы раскольники не избегали двойных штрафов; чтобы при исповедях побуждать изображать на себе крестное знамение и наблюдать - двоеперсное оно или троеперсное, а о двоеперсном доносить архиерею, чтобы тайные раскольники не избегали двойных окладов.

В 1751 году из Харьковского духовного правления дан указ Ее Императорского Величества, Самодержицы Всероссийской о том, у кого имеются на немецком и прочих иностранных языках печатные книги, в которых упоминаются имена бывших правлений известных персон; таковые книги объявлять. Если не будет объявлено две недели, то подвергать таких штрафам.

1765 года, февраля 17, доклад Святейшего Синода Екатерине II о плате за требы: за молитву родильнице 2 копейки, крещение младенца 3 коп., за свадьбу - 10 коп., за погребение взрослых по 10 коп., младенцев - 3 коп., за исповедь и причастие не брать, за молебны и поминовения - по соглашению.

1766 г., ноября 4 дня. Кто не был на исповеди три года, того отправлять на две недели на казенные и полицейские работы.

Духовенство Михайловской церкви в течение 18 столетия выписывало в церковную библиотеку нужные для себя и для проповедей прихожанам книги, особенно святоотеческие сборники, а именно: Ответы архиепископа Никифора Словенского и Херсонского. Издания 1713 года. Собрание разных поучений на все воскресные и праздничные дни, 1755 года, в кожаном переплете. Поучения в святую и великую четыредесятницу, епископа Илии Минятия, 1759 года. Книгу кратких поучений о главнейших спасительных догматах веры и заповедей Божиих; из разных святых отец собраны 1781 года, в кожаном переплете. Творения святого Василия Великого. Изд. 1787 года. Сколько было прихожан в Михайловском приходи и как они относились ко храму?

В 1730 году прихожан было 280 душ муж. пола, 230 душ женского; в 1750 году 360 муж., 312 женск.; в 1770 году - 655 муж., 610 женск.; в 1790 году 810 муж., 798 женск.

В собрании указов, хранящихся в архиве Михайловской церкви, есть драгоценный указ в копии об основаниии и времени построения каменного храма в честь Архистратига Михаила. Это - храмозданная грамота 1783 года, сентября 31 дня, присланная от епископа белгородского и обоянского Аггея на имя харьковского протоиерея Михаила Шванского. Вот ее подлинный текст.

Божиею милостию смиренный Аггей, епископ белгородский и обоянский.

"Дана сия храмозданная граммота епархии нашей харьковскому протопопу, Харьковского Коллегиума префекту Михаилу Шванскому сего 1783 года, августа 31 дня, по присланному к нашей мерности из харьковского духовного правления доношению, а в то правление поданному города Харькова, церкви архангела Михаила от приходских людей майора Григория Мосцевого, порутчика Герасима Артюхова с товарищи прошении о устроении в оном городе Харькове на место обветшалой старой деревянной церкви архангела Михаила вновь на другом способнейшем месте каменным зданием во имя тож архангела Михаила; на устроение которые всяких принадлежащих материалов приуготовлено довольное число, денег в наличии тысяча сто рублей. По собрании потребных справок представлено нашей мерности с прописанием касательных к тому делу обстоятельств от нашей консистории докладом".

Белгородская консистория прописала в докладе епископу подробный план каменного храма: а) на основании указа из Свят. Правительств. Синода от 1770 года, декабря 31, консистория не нашла препятствия к построению каменной церкви, но указала, чтобы алтарь был в длину и ширину по 8 аршин, настоящая церковь в длину 12 аршин, в ширину 9 аршин; если прихожане пожелают сделать церковь пространнее, отдать на их волю, но не дозволять делать меньше; б) на основании указа 1771 года, октября 29, при оной церкви сделать колокольню; в) согласно с церковными указами устроить алтарь, церковь убрать иконами по примеру других греко-российских церквей, а при писании новых икон наблюдать, чтобы на них не было рук с двуперсным изображением, по раскольнически; г) на основании указа 1742 года, октября 9, устроить престол в алтаре в вышину 1 аршин 6 вершков, в длину 1 аршин 8 вершков, в ширину 1 аршин 4 вершка; д) по указу 1722 г., апреля 12, чтобы не было резных, отливных икон на главах церковных, а были святые кресты без полумесячий. Церковь обнести пристойною оградою. По окончанию всей постройки духовное правление освидтельствует церковь, составит опись и, представив ее епископу, будет просить его благословенья на освящение ее.

Получив указ от 31 августа, протоиерей Шванский занояшл каменный храм 10 сентября того же года. Церковь строилась четыре года и была освящена тем же протоиереем Шванским 6 сентября ("Церковная летопись", самая древняя в архиве).

Каменная церковь была построена в нескольких аршинах на юге от деревянной, что показывает памятник на месте алтаря и престола деревянной церкви, стоящий теперь на северной стороне каменного храма и оштукатуренный в 1829 году.

Когда окончен постройкой каменный храм, деревянная церковь еще существовала, около нее была деревянная колокольня. Из деревянного храма в каменный был перенесен и вставлен шестиярусный иконостас. Как по бедности прихожан, так и по желанию их воспользоваться до времени готовой колокольней, при каменном храме в первые годы его существования колокольни не было, и прихожане собирались на богослужения по звону колоколов, висевших на деревянной колокольне. Не видно также и того по документам, — была ли каменная церковь окружена "приличною" оградой, или она была в ограде деревянной церкви. Вообще в первые пять лет существования каменной церкви мы не имеем о ней почти никаких сведений. Сведения о каменной церкви начинаются с 1793 года, когда начинаются приходная и расходные книги о ней. В начале приходной книги на 1793 год записано имя и фамилия старосты, бывшего в прежние годы.

10 генваря 1793 года ктитор Иоанн Жила получил из духовного правления приходную и расходную книги с требованием от правления, чтобы в книгах записывать приход и расход, не оставляя без записи ничего, а по окончании года являться для отчета в духовное правление. Ни об обязанностях священников, ни прихожан по отношению к доходам и расходам по церкви в предписании правления не упомянуто. Староста собирал доходы на храм с церковного кирпичного завода, с церковной пасеки, с воска и меда, от жертвователей, от аренды церковного дома и избы, от продажи выделанных свечей, — а во храме с кошельком. Собираемые доходы он подробно записывал в приходную книгу и расходовал деньги на потребности богослужений и храма, на священные вещи, ремонты храма и особенно на пристройки к созданному храму. Так в 1794-5 годах он трудился над пристройкой каменного притвора с западной стороны храма и к нему каменной колокольни. Для приставки притвора нужно было вынуть западную стену, положить в земле основание из камня, вывести стены, сделать окна на северной и южной стороне, покрыть притвор деревянной крышей и гонтой. Непосредственно к притвору приставлена была колокольня и открыть чрез нее вход в храм. Кроме двух новых частей храма, притвора и колокольни, староста построил камору для сторожа на южной стороне церкви и обстроил церковь деревянной оградой в 1797 году. Дорогие пристройки к новому храму повели к продаже церковного дома и займам денег у сторонних лиц. Так в 1800 году записано: за проданную из общего согласия церковную школьную избу 50 р.; продано из общего согласия старый церковный дом и шкона (вероятно в том же дом отделение) за 48 рублей".

"Из икон XVIII в., - говорит Е. К. Редин, - в церкви имеются: 1) Арх. Михаила, академического письма, на дереве; Архангела с продолговатым лицом в кирасе, в воинском одеянии, в красном гиматии, с огненным мечем в левой руке, а в правой у него щит. Фон иконы зеленый [27]. Одна из храмовых икон прикрывается серебряной ризой.

Имъются две иконы св. Николая, типа самых распространенных на юге Россш, с моложавостью в лице, красноватым оттенком; одна - по грудь, в серебряной ризе 1797 года (32х26 1/2 см.); другая представляет святителя во весь рост; в ризе 1706 г. (43х31 см.).

Икона Богородицы в типе Оранты с младенцем Христом на груди. Лицо с красными тенями, белыми бликами на лбу, на руках. Фон иконы зеленый. Серебряная риза на иконе 1773 года (31 1/2 х 26 см.).

Из старопечатных книг в церкви наиболее интересны: требник Моск. печ. 1658 г. (из Троицкой церкви), проповеди Антония Радивиловского, Ев. М. п. 1794, Ев. М. п. 1764, отрывки деяний Апостольских Львовской печати XVII в., Минея Львовской печати XVII в. (без выход. листа), "Акафист, печатанный в Киево-Печерской лавре 1702 года тщанием всечестного отца архимандрита Иоасафа Краковского, при счастливом владении гетмана и ясневельможного пана Ивана Степановича Мазепы".

Из священников известны: Иоанн Дмитриев (1711-1740), Лаврентий Кореницкий, Андрей Зимовский, Герасим Каневский (с 1760 г.) — из нитомцев Киевской Духовной Академии и письмоводителей преосвященного Иоасафа (Миткевича); служил около 40 лет. "При нем и товарище его Стефане Млодзинском, который служил храму с 1743 по 1795 год, т.е. около 52 лет, строился нынешний каменный храм. Каневский был духовником градского духовенства".

Первая деревянная церковь во имя Воскресенья Христова, в Нетечинской части, построена не позже 1655 г.; простояв около ста лет, церковь пришла в ветхость и вместо нее в 1742-1743 г. была выстроена новая деревянная. Из описи 1789 года видно, что церковь была трехглавая и имела крестообразную форму. В 1795 году начата третья каменная церковь, оконченная в 1797 году.

Из памятников XVIII в. в церкви сохранился серебряный крест 1786 г., четырехконечный, с изображениями чернью Распятия Христа с предстоящими, прекрасной работы, характерный для XVIII в., с явным подражашем лучшим западным образцам (размер 14х111/2 см.). Имеются и иконы XVIII в.: 1) Воскресеше Христово, сложной композиции, в ризе 1801 г. (53х45 см.), 2) Ахтырской Божие

Категория: Д.И.Багалей | 15.11.2007
Просмотров: 1919 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
avatar
1
конца нет... :-(
avatar
Залогиньтесь
Поиск
Новости отовсюду
Статистика






Copyright MyCorp © 2017 Сайт управляется системой uCoz