Вторник, 26.09.2017, 23:49
  Фарисеевка...аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидите в Царствие Небесноe...
Меню сайта
История Церкви
Свящ. Г.С.Петров [7]
Запросы современной церкви (1905 г.)
Д.И.Багалей [12]
История города Харькова. Церковь и духовенство
По пути возрождения [13]
Материалы СЦ ЕХБ
Свящ. К.Смирнов [7]
Письмо Патриарху Тихону
А.Левитин–Краснов, В.Шавров [3]
Очерки по истории русской церковной смуты
Да будут все едино [16]
"Низовой" экуменизм. Или попросту братолюбие.
Оливье Клеман [43]
Беседы с патриархом Афинагором
Сегодня
Чтения от Библия-центр

Богослужебные указания
Голосование
Только для православных. Что стоило бы удалить из чинопоследования литургии?
Всего ответов: 133
200
-->
Друзья сайта

Библиотека святоотеческой литературы

Marco Binetti. Теология, филология, латинский язык.







Библиотека Якова Кротова



Богословский клуб Эсхатос

Главная » Статьи » История Церкви » По пути возрождения

Чудо наших дней
И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.
Мтф. 21, 22

["Вестник Истины", 2'1990]

В начале 60-х годов трудно было предположить, что наше братство в суровых условиях гонений сможет осуществить постоянный выпуск духовной литературы. Однако всемогущий Бог, начавший в нашей стране духовное пробуждение Своего народа, облагодатствовал нас и этой милостью, подарив через верных и преданных Своих рабов независимое христианское издательство. Теперь, по прошествии почти четверти века, за которые в нашем братстве выпущено миллионы экземпляров различной духовной литературы, - едва ли найдутся среди искренних детей Божьих равнодушно относящиеся к этой особой благодати Господа. И наш дух вновь и вновь благодарно восклицает: это чудо Божье! Чудо, посланное не вдруг, а в ответ на усиленные молитвы любящих Бога, на их чаяния и воздыхания, на их живую веру в непременное исполнение Господних обетовании, "ибо верен Обещавший" (Евр.10, 23).

Служители Инициативной группы церкви ЕХБ (впоследствии Оргкомитета), призвавшие народ Божий к освящению, искали прежде всего торжества богоугодной жизни в каждой душе, в каждой общине, в братстве в целом. Но при этом сознавали: обращаться к церкви с предостережениями, разъяснениями или наставлениями, а главное, распространять Евангелие Христово, в котором в те годы ощущалась необычайно острая нужда,- невозможно, если не иметь своей независимой типографской печати. Поэтому, несмотря на множество забот того времени по становлению братства и устройству церквей, этой насущной нужде придавалось особое значение. Она тревожила дух, побуждала к поиску и усиленным молитвам. Помощь могла прийти только от Господа.

Путь создания общебратского независимого издательства был совершенно новым. Им не ходил народ Божий "ни вчера, ни третьего дня". Не было ни собственного опыта, ни примера предшественников. Более того, за многие десятилетия, в которые верующие были лишены права самостоятельно издавать духовную литературу, в сознании многих укоренилось ошибочное и даже греховное понятие, что распространение Слова Божьего возможно только с помощью внешних и что иначе церкви нельзя печатать ни Библий, ни Евангелий, ни других духовных книг. Такие взгляды - не что иное, как глубокое, оскорбляющее Господа неверие.

Иисус сказал: "Истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно... ничего не будет невозможного для вас" (Мтф. 17, 20). Мужи Божьи прежних веков верой совершали великие подвиги: побеждали царства, творили правду, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи (Евр. 11, 33-36). Они не изнемогли в вере, не поколебались в обетованиях Божьих неверием, пребывали твердыми в вере, воздав славу Богу (Рим. 4, 19-20).

Благодарение Богу! И в наши суровые дни Он не лишил служителей Своих великого дерзновения в вере. Будучи вполне уверены, что Бог силен исполнить обещанное и совершать чудеса и в наши дни, они взывали к Нему, просили о помощи и прозревали верой, что со Христом одержат полную победу! Они исходили из того: угодно ли Богу, чтобы в народе Его широко распространялся призыв к чистоте, к святости, к проповеди Евангелия, несмотря на преграды, нагроможденные врагом душ человеческих на этом пути? И коль так, то глубоко верили: Господь непременно выйдет навстречу и действующей силой сделает "...все, чего ни будете просить в молитве..." (Марк. 11, 24). Только бы просили с верой, с чистым сердцем и для чистых целей. Эти условия являлись основополагающими во всей деятельности служителей Божьих и, несомненно, определяли успех всякого дела, начиная с образования Инициативной группы и до наших дней.

Господь видел, что уже в самих намерениях Его рабов было заложено святое желание не просто любой ценой обрести печатную технику, но создать ее на чистой основе, исключая всякую зависимость от мира или нечистые методы. Даже бумагу для печати намеревались использовать только ту, которая имеется в свободной продаже, и лишь на церковные, пожертвованные верующими средства.

Поэтому хочется еще раз с благодарностью Богу отметить, что уже с первых дней пробуждения братьями Инициативной группы церкви ЕХБ с молитвой и верой не просто изыскивался способ типографской печати, но утверждался жи-зненноважный принцип служения Богу, основанный на независимости от мира, чистом подвизании и глубокой вере в обетования Божьи.

В те годы в поисках подходящего метода печати нельзя было обратиться за помощью ни в одну типографию, ни к одному специалисту, так как, получив огласку, это дело умерло бы, не родившись. Даже круг верующих, причастных к изысканию, был очень узок и сохранялся втайне. Приходилось идти нехожеными тропами, изучать старые, дедовские методы. Сначала братья прибегли к трафаретному способу: в пишущую машинку закладывали целлофановую пленку, а под нее - наждачную бумагу и пробивали буквы текста. Полученный трафарет закрепляли на пропитанный краской валик и прокатывали. Штрихи получались размытые, нечеткие.

Пробовали работать и на стеклографе, но этот метод оказался очень капризным: чуть не та температура, или в доме сохнет детское белье, или приступил к работе, не застегнув манжеты рукавов рубашки, - кислота, выделяющаяся с потом, разрушала печатающие элементы. Пришлось отказаться и от него.

Изучали фототипию - способ, дающий самые четкие полутоновые изображения, но его невозможно было механизировать.

Шло время, поиски продолжались.

- Не может быть,- говорил Г.К. Крючков своим ближайшим сподвижникам в этом деле, - чтобы, уповая на такого всемогущего Бога, мы не научились печатать Слово Божье в наших условиях! Этикетки на папиросах, на бутылках со спиртными напитками изобилуют красками. Но за всей этой красотой скрывается зло, разлагающее людей. Мы же простой черной краской не можем отпечатать Слово Самого Бога, которое несет людям спасение! Не может быть, чтобы наша жажда исполнить волю Божью, наше стремление нести слово спасения погибающим не имело Божьей поддержки!

И вот однажды летом 1963 года, размышляя об этом, Г. К. Крючков, Ю. К. Крючков и И. А. Афонин (принявший в 1963 году пресвитерское служение в Узловской церкви) шли по Старой площади, недалеко от здания ЦК, в Москве. Чуден Бог! Именно в этот момент рассуждений стоило братьям мимоходом взглянуть налево, как они увидели большую рекламу, извещавшую о том, что в здании Политехнического музея проводится японская выставка малогабаритного печатного оборудования. (В этом здании в первые годы после революции выступал с лекциями перед студентами В. Ф. Марцинковский.)

- Не будет ли здесь того, что мы так долго ищем и что нам так необходимо? - сказали они и решили посетить выставку.

Миновав переход, братья оказались перед входом в музей и, поднявшись наверх, первое, что увидели, войдя в зал, - небольшую печатную машину, по типу которой впоследствии и были созданы братьями наши печатные машины.

Офсетная японская машина была новейшим достижением печатной техники того времени. Братья не могли оторвать от нее восторженных взглядов, ясно сознавая, что именно Господь привел их сюда! За такое пристальное внимание к машине их могли заподозрить и отправить в милицию (тем более, что в это время Г. К. Крючков был на нелегальном положении), но, забыв обо всем, они ходили вокруг нее и изучали. Это же чудо! Именно такая машина и была нужна! Всем она была хороша: и малогабаритная (что очень важно для походных точек нашего издательства), и не сложная в работе. Не подходила лишь в одном: на ней можно было отпечатать только одну сторону листа. Для нас это означало двойной труд: лист нужно прогонять дважды, что увеличивает время работы, а также расход бумаги на брак. Но усовершенствование было делом дальнейшей доработки. Главное - найден нужный и вполне подходящий для наших условий метод печати. Машина, представленная на выставке, была рассчитана на стандартные листы бумаги, которую можно приобретать в магазинах. Это была еще одна большая радость! Господь видел нужду Своего народа в печати и прямым путем привел братьев на выставку, чтобы, посмотрев на образец, они приступили к разработке собственной машины.

ПЕРВЫЕ ШАГИ-ПЕРВЫЕ БЛАГОСЛОВЕНИЯ

Но машина - еще не все. Без печатной формы-пластины на ней не отпечатаешь ни строчки. Еще на выставке братья поняли, что весь секрет офсетной печати состоит не столько в машине, сколько в фотопроцессе. Стало ясно, что прежде всего необходимо освоить фотолабораторный процесс изготовления печатных форм.

Не откладывая, они тут же отправились по магазинам искать литературу по офсетной печати. Все трое, выписав пропуск в Центральную библиотеку Москвы, в течение нескольких месяцев проводили там целые дни за полиграфической литературой и справочниками. А в одном из подмосковных домов тут же приступили к первым экспериментальным разработкам. (Иван Алексеевич как пресвитер не мог надолго оставлять общину и вскоре вернулся в Узловую.)

По рецептам, указанным в справочниках, варили краску (для нее нужна бьыа сажа, и они ее сами готовили: ставили противень на керосинку и зажигали фитили: через время противень и все вокруг покрывалось гирляндами сажи.

Хозяйка приходила с работы и не узнавала жилья, но, сознавая важность дела, все принимала с радостью). Вручную шлифовали алюминиевые пластины, поливали их светочувствительным раствором (который тоже готовили сами) и сушили на проигрывателе, служившем центрифугой. Затем экспонировали текст и проявляли. Даже снимки пытались делать: вместо растра употребляли тонкий (из капрона) черный платок и фотографировали.

Сколько было радости у служителей Оргкомитета, когда на одно из его совещаний Геннадий Константинович привез первый отпечатанный листок со словами гимна "О, неужели. Царь Вселенной..." Некоторые, правда смотрели с недоверием: получится ли что-либо серьезное? Но братья, занимавшиеся экспериментами, радовались тому, что была найдена суть процесса, стало известно в каком направлении работать, а значит и во всем остальном Бог поможет!

В дальнейшем в небольшом городе Ногинске (под Москвой), в доме, где жила Софья Петровна Бочарова с подругой (впоследствии Софья Петровна 11 лет трудилась в издательстве "Христианин" и на этом труде отошла к Господу), Юрий Константинович работал по 17-18 часов в сутки, пока не добился качественных отпечатков.

Время было тревожное: слежки, обыски, аресты волна за волной накатывались на братство. Под наблюдением был и дом Софьи Петровны. Сотрудники КГБ и милиции приходили с проверкой, но Бог хранил работающих в доме.

Софья Петровна тут же печатала с друзьями на гектографе ("синьке") информационные документы Оргкомитета, журнал "Вестник спасения". В дом приносили бумагу и уносили готовую продукцию, улучая момент, когда соседи, устав от дежурства, к которому их обязывали сотрудники КГБ, уходили поесть или ложились спать. Сколько милостей явил Господь в те годы!

Работа по доводке печатных форм останавливалась лишь тогда, когда нужно было разыскать необходимые химикаты или выждать время, пока заживут раны на пальцах рук. Дело в том, что прежде чем на алюминиевые пластины нанести светочувствительный слой, необходимо было сначала наждачной бумагой снять с пластины тонкую пленку окиси алюминия и остатки предыдущего текста. Но очистить поверхность пластины и добиться, чтобы она стала зернистой - дело нелегкое, проделывать ее вручную просто немыслимо. Кожа вокруг ногтей отставала, поврежденные химикатами пальцы опухали.

Добившись хороших форм, пробовали печатать вручную. Это был изнурительный труд. За б часов непрерывной работы получалось всего тысяча оттисков. От напряжения болели руки, и работать по 18 часов, как раньше, было невозможно. Братья стали перед необходимостью создания машины. И Юрий Константинович здесь же, в доме Софьи Петровны, собрал первую полудеревянную машину. Но это были первые благословенные шаги. Нужно было конструировать настоящую машину. Понадобились доверенные лица, которым можно было бы передать весь секрет работы. На совещании Оргкомитета служители попросили найти на местах богобоязненных, ревнующих о деле печати людей. У Господа эти люди были. Он заранее готовил их сердца, и на зов Его они откликнулись, как, например, почивший в Господе брат труженик В. И. Пидченко.

Со временем работа по созданию машины и совершенствованию лабораторных методов перекочевала из Москвы на Украину, и затем на Кавказ, привлекая новые самоотверженные души.

В 1966-1969 гг. в домах верующих повсеместно шли обыски. Многих служителей и ревностных детей Божьих арестовывали. По просьбе служителей Совета церквей, на случай внезапного обыска, были заготовлены в нескольких экземплярах чертежи созданной односторонней печатной машины. Когда нужно было приступить к их серийному выпуску, братья решили: "Можно ведь изготовить второй печатный вал, и машина сразу будет пропечатывать лист с двух сторон. Зачем тратить время на запуск односторонней?"

Господь обильно благословил их труд: через некоторое время они изготовили несколько небольших машин с двусторонней пропечаткой листа. Если учесть, что машины изобретены и сделаны руками умельцев-христиан, не имеющих специального образования, то это не что иное, как чудо Божье!

В настоящее время машины издательства "Христианин" СЦ ЕХБ дают 120 оттисков в минуту, т. е. за час отпечатывают 60 Евангелий большого формата или 120 малого. Бог и только Бог указал этот метод и наделил братьев способностью создать такую уникальную машину, подобно которой нет ни на Западе, ни в нашей стране: она и малогабаритная, и разборная, и дает двустороннюю пропечатку листа.

НЕИСТРЕБИМЫЙ МЕТОД НАБОРА

Шло время. Народ Божий радовался, получая Евангелия, отпечатанные четким и ясным шрифтом. Но "Братский листок" Совета церквей, журнал "Вестник спасения" по-прежнему отрабатывались гектографом. Для того чтобы перевести их на черную печать, нужно было располагать средствами набора текста. В государственных типографиях пользуются для этой цели буквоотливными и строкоотливными машинами, но для нас, верующих, они недоступны. Можно отпечатать материал и на пишущей машинке, но в таком случае буквы получаются нечеткие. (Пока не был найден нужный метод набора, важный документ СЦ ЕХБ "Да будут все едино" был отпечатан с машинописного текста.)

В 1970 году Г. К. Крючков, спустя год после заключения, вынужден был из-за преследований вновь совершать труд в нелегальных условиях. Осуществляя руководство братством, молясь, он одновременно постоянно изыскивал метод набора текста и много экспериментировал. Господь и здесь помог: из книг по словам и слогам он стал вырезать и составлять текст. Работа была очень кропотливая: буквы разлетались от малейшего неосторожного движения, а их нужно было составить в строку, выровнять и как-то, закрепить, наклеить. Необходимо было сконструировать приспособления, облегчавшие работу. Тут же из имеющегося под рукой материала он стал готовить специальные наборные машинки. Из нержавеющих чайных ложек вытачивал и шлифовал приспособления для нарезки и приклеивания букв. Все приходилось делать вручную, тихо, "на коленках", чтобы не вызвать подозрений (квартира была конспиративная) . Напильник, плоскогубцы, молоток - вот все инструменты, какие были в распоряжении.

Под обыски попадали наборные книги и инструменты. Следственные органы удивлялись: "Это же египетский труд!", но были разочарованы, так как понимали: с таким методом набора христианскую печать не уничтожить. До тех пор, пока продаются книги и журналы, будут существовать и наши наборные цехи. То, что Господь делает, пребывает твердым навек!

Новым методом аппликации был оформлен "Братский листок" по случаю 10-летнего юбилея духовного пробуждения братства и "Сообщение" об организации независимого издательства "Христианин". Когда этот "Братский листок" попал к гонителям, они обрадовались, но и разгневались одновременно. "Все! - заявили они. - Теперь мы будем судить Совет церквей за то, что он похитил шрифт из типографии". (Оказывается, шапка "Братского листка" была набрана шрифтом, которым располагало только издательство газеты "Правда"'.) Но в том-то весь и секрет и наша благодарность Богу, что в ответ на молитвы Он открыл нашему братству свой, независимый, легкодоступный, неистребимый метод набора (точно так же, как и типографской печати). Все было сделано своими руками, как учит нас Слово Божье: "...чтобы вы поступали благоприлично пред внешними и ни в чем не нуждались" (1 Фес. 4, 12). Когда Господь с нами и Он - наш Пастырь, тогда воистину народ Его не будет ни в чем нуждаться, потому что "рука Бога нашего для всех, прибегающих к Нему, есть благодеющая..." (Ездр.8,22).

Благодаря открытию нового метода исполнилось, наконец, желание всего народа Божьего и общебратский независимый журнал был со временем переведен на типографскую печать. В связи с этим понадобились дополнительные лаборатории, а значит и оборудование к ним. И братьям пришлось самим делать специальную фотоаппаратуру, осветители и другое оборудование.

(Надо сказать, что в последние годы через усердие христиан Запада и миссии "Фриденсштимме" Бог во многом облегчил издательскую работу. Благодаря их жертвенному содействию мы имеем новые возможности в деле печати и набора, и при благословении Господнем этот труд приносит обильный плод во славу Спасителя.)

С ГОСПОДОМ ВСЕ ВОЗМОЖНО!

Так по милости Божьей было положено в нашем братстве благословенное начало делу печати, которое принесло много радости народу Господнему и указало путь спасения многим ищущим и жажцущим душам.

Но если бы кто-то захотел упрекнуть наше братство в том, что для разработки своей типографской печати мы заимствуем достижения этого мира, то должны сказать: секреты книгопечатания Господь в свое время впервые открыл глубоко верующим людям. На Западе это был христианин Иоганн Гутенберг, в середине XV века впервые напечатавший так называемую 42-строчную Библию. У нас, среди славян, - христианин Иван Федоров. Достаточно взглянуть на его памятник в Москве, чтобы убедиться, что свои первые труды и изыскания в области печати он посвятил спасению грешников. "Ради братий моих и ближних моих..." - гласит надпись на памятнике, а сам Иван Федоров запечатлен рассматривающим отпечатанную им первую страницу из книги Деяний Апостолов. В 1580 году он издал первую славянскую Бибилию.

Поэтому с полным правом можно сказать, что первенство в деле распространения печатного слова принадлежит христианским служителям. Все остальные были вторыми и, заимствуя у христиан опыт печати, наводнили мир большей частью недостойной литературой, которая не служит созиданию человеческой души.

Итак, заканчивая повествование о создании независимой типографской печати, нельзя умолчать о главном. Все благословенные отрасли служения в нашем братстве, одной из которых является работа издательства, - стали действенными только тогда, когда народ Божий покаялся за прежнюю неверность и малодушие, освятился и всем сердцем возжаждал соблюдать заповеди Божьи.

Основой же основ для нас является только Господь! Это Он побудил нас через Слово Свое твердой рукой совершать святыню Господню и, видя нашу жажду и то, ради чего мы все это делаем, Сам пришел на помощь и благословил нас. Потому от начала и до конца все новое, доброе и святое в нашем служении - это инициатива Духа Святого! Его Слово мы чтили. Его заповеди стремились исполнять. Его Духом пробуждались, и Он благословил нас всюду: и организационно, и технически!

Поэтому отрадную работу издательства не следует рассматривать как механический придаток организационной деятельности Совета церквей. Это - благословенная закономерность на пути соблюдения нами заповедей Божьих, это непременный итог искреннего стремления восстановить заповеданное Господом Слово в его высочайшем значении, восстановить и исполнить его!

С Господом возможно все! Он и только Он основное действующее Лицо в нашем служении. Как всемогущий Бог Он участвует в судьбах Церкви Своей самым непосредственным образом. И по-сколькуОн дал нам жизнь вечную, подарил нам Спасителя, то как с Ним не дарует нам и всего?! (Рим.8,32). Да будет же вовеки благословенна красота верности и незыблемости обетовании Божьих! И да будет нашим постоянным стремлением всегда и во всем зависеть только от Господа, Ему одному поклоняться и Ему одному служить (Мтф. 4, 10), а Он всегда сделает несравненно более того, о чем мы просим или о чем помышляем! (Евр.3,20).

Категория: По пути возрождения | 16.11.2007
Просмотров: 1135 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
avatar
Залогиньтесь
Поиск
Новости отовсюду
Статистика






Copyright MyCorp © 2017 Сайт управляется системой uCoz