Понедельник, 22.07.2019, 01:36
  Фарисеевка...аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидите в Царствие Небесноe...
Меню сайта
История Церкви
Свящ. Г.С.Петров [7]
Запросы современной церкви (1905 г.)
Д.И.Багалей [12]
История города Харькова. Церковь и духовенство
По пути возрождения [13]
Материалы СЦ ЕХБ
Свящ. К.Смирнов [7]
Письмо Патриарху Тихону
А.Левитин–Краснов, В.Шавров [3]
Очерки по истории русской церковной смуты
Да будут все едино [16]
"Низовой" экуменизм. Или попросту братолюбие.
Оливье Клеман [43]
Беседы с патриархом Афинагором
Сегодня
Чтения от Библия-центр

Богослужебные указания
Голосование
Список модулей к "Цитате" лучше давать
Всего ответов: 81
Друзья сайта

Библиотека святоотеческой литературы

Marco Binetti. Теология, филология, латинский язык.







Библиотека Якова Кротова



Богословский клуб Эсхатос

Главная » Статьи » История Церкви » Свящ. К.Смирнов

Письмо Патриарху Тихону. Ч.5

В половине декабря, очевидно, в виде ответа, мне настоятелем местного собора о. Никулищевым была вручена следующая бумажка:

Канцелярия Хар. Архиепископа
Ноября 25/Декабря 8 дня 1921 г.
№ 6313
гор. Харьков

Копия
Дубликат
Благочинному 1-го Округа Лебединского уезда
свящ. О. Онисиму Семенову

В виду того тяжкого наказания, которому по суду церковному должен подвергнуться свящ. Вознесенской Церкви г. Лебедина Константин Смирнов, Его Высокопреосвященство, желая принять архипастырские меры к eго вразумлению, поручает Вам еще раз предложить о. Смирнову лично явиться к его Высокопреосвященству в самом непродолжительном времени и о последующем незамедлительно уведомить Его Высокопреосвященство. Заведующий канцелярией Буткевич.
С подлинным верно: Благочинный 1 округа Лебединского уезда, свящ. О.Семенов.
Копия настоящего распоряжения препровождается священнику Константину Смирнову к сведению и исполнению. Свящ. О. Семенов
1921 года 12/25 декабря № 634.

На что я снова отвечал:
"АРХИЕПИСКОПУ ХАРЬКОВСКОМУ.
Прилагая при сем отзыв пользующего меня врача (дабы не могло быть мне пред'явлено обвинение в гордости и высокомерии, как причине неявки) о слабом состоянии моего здоровья, препятствующем мне, при отсутствии железнодорожного сообщения, предпринять столь далекий зимний путь, как 300-верстное расстояние от Лебедина до Харькова и обратно, покорнейше прошу Baше Высокопреосвященство, если Вы считаете это дело спешным и не терпящим отлагательства до весны (апреля), а самое увещание меня имеющим почву под ногами, поручить таковое еп.Сумскому Корнилию. (ср. Карф. соб. пр. 11 и 12), имеющему равную с Вами иерархическую степень, близко живущему, пользующемуся в качестве человека просвещенного, энергичного и самостоятельного в суждениях, всеобщим уважением [1] и по своей подвижности могущему легко приехать даже лично в г. Лебедин, где кстати он сможет ознакомиться и с прочим духовенством, по свидетельству народному, совершающим нередко и невозбранно, такие преступления, от которых волосы дыбом становятся, и за которые полагается несомненный церковный суд и извержение. Что касается в частности суда надо мною (лично - если за мною числятся какие либо преступления - но, конечно, не над восстановленной мною древне-церковной богослужебной практикой, которая может быть предметом суждения лишь великого собора), о котором многим мечтается, то прежде всего должен обратить Ваше внимание, что согласно Карф. собора правил 12, 17, и 29 (ср. 14 и 28), утвержд. VI вс.-собор. пр. 2-ым, он может быть лишь соборным и исключительно епископским (состоящем из 6 епископов), суд же консисторский (Буткевича и К°) для меня, на твердом основании канонов не суд, а лишь простые, ничего не значущие пересуды, не более чем и бабьи (по выражению апостола); во-вторых прошу заблаговременно сообщить, что именно и на основания каких именно канонических правил мне инкриминируется, на основании какого правила сделана попытка (слава Богу аннулированная) запретить мне совершение службы Боту (а не мамоне) и каким принципом надлежит вообще руководиться при определении того, какие из канонов подлежат соблюдению какие нет, так как ни для кого не секрет, что добрая половина их не соблюдается (выписками пока не утруждаю), и киевляне поэтому поступили лишь чистосердечно (хотя и неправильно), махнув, что называется, разом их все.
В заключение считаю своим долгом засвидетельствовать, что мне меньше, чем кому либо, улыбается порывать каноническое общение с Вами и искать иного, и, я усиленно прошу Вашего Архипастырского благословения и молитв.

Священ. К. Смирнов.



Но писать это, а тем более ехать, рискуя своим здоровьем, в Харьков, было безполезно, так как всего через пять дней по вручении мне вышеуказанного вызова, т.е. 20 декабря в Москву было послано представление о лишении меня сана. Очевидно дело было предрешено и вызов был лишь насмешкой. В результате 28 марта 1922 г. мне оказался врученным (в копии) указ Св. Синода от 5-го февраля за № 148 следующего содержания:
"Преосвященному Нафанаилу,
Архиепископу Харьковскому и Ахтырскому.


По благословению Святейшего Патриарха, священный Синод слушали: представленное Вашим Преосвященством от 20 декабря 1921 г. за № 989 дело о лишении священного сана настоятеля Вознесенской Церкви города Лебедина Константина Смирнова. По обсуждении настоящего дела признано решение Харьковского епархиального начальства о лишении сана священника Константина Смирнова правильным, но в тоже время приняты, во внимание а) сравнительная, молодость подсудимого, б) недавнее его поступление, в клир церковный и в) слабая осведомленность его с постановлениями соборными и правилами церковными, касательно церковной дисциплины, а посему: найдено возможным оказать ему, Смирнову, снисхождение, и постановлено: 1) поручить Харьковскому епархиальному начальству предложить ему: а) испросить прощение за свои проступки у Вашего Преосвященства, б) отказаться от всех допускаемых им отступлений в богослужении от требования церковного Устава и в) дать подписку в полном подчинении впредь всем распоряжениям епархиального начальства; 2) в случае подчинения священника Смирнова вышепоименованным требованиям, предоставить Вашему Преосвященству подвергнуть Смирнова за допущенные им проступки взысканию по Вашему усмотрению, а, буде он, Смирнов, не желает подчиниться вышеупомянутым требованиям, поручить Харьковскому епархиальному начальству, по истечению двухнедельного срока со дня об'явления Смирнову распоряжения Высшей Церковной власти, привести свое решение о лишении его, Смирнова, священнического сана в исполнение, о чем для надлежащего распоряжения уведомить Ваше Преосвященство. Февраля 5-го дня 1922 г. - № 148. Член Священного Синода, Архиепископ Никандр. Делопроизводитель М.Гребинский". "На подлинном указе резолюцня Его Высокопреосвященства 19-го февраля 1922 года последовала такая: "К немедленному и неукоснительному исполнению в срочном порядке". Секретарь Бутковкий. С подлинным сверял делопроизводитель Бржезницкий. С подлинным верн: Благочинный 1-го Лебединского Округа священннк Онисим Семенов. Копия настоящего указа препровождается запрещенному священнику Константину Смирнову к сведению и исполнению. Требуемую Указом подписку предлагаю немедленно доставить мне лично в с. Буймер или же через доверенное лицо 1922г. 18/30 марта № 110. Благочинный 1-го Лебединского Округа священник Онисим Семенов".

Указ, оглашенный мною в церкви, был подвергнут народом обсуждению и вызвал приговор о посылке прежде всего в Харьков к архиеп. Нафанаилу депутации с запросом, текст которого подается ниже в подстрочном примечании, [2] а затем в поднесении мне следующего адреса:
Высокопочитаемый отец Констиантин!
Годовщина Вашего высоковдохновенного настоятельства в нашем храме ознаменовалась по козням врага рода человеческого торжеством неправды. торжеством лжи, успехом тех, ослепленных потемками серенькой, пустенькой жизни, которым недоступны чарующая духовная красота и истина.
Годовщина Вашего истинно пастырского служения в нашем приходе, горящего евангельским светом, несущего в мир Христову правду, устрояющею жизнь на началах, возвещенных Спасителем, омрачается смущением наших душ и сердец тревожными, врученными Вам актами осуждения Вашей деятельности - без всякого притом, а не только достаточного, ознакомления с нею в ея настоящей действительности. Грустное, тяжелое, подавляющее явление, подрывающее основы религии в переживаемый исторический момент шатания их. Изумляются ум и сердце! И нет этому никакого оправдания и об'яснения. А потому наши пылающия святою любовью к Вам и Церкви Христовой сердца идут в тесный, неразрывный, вечный союз с Вами, как истинно светлым служителем св. алтаря. Да снидет на соединяющий нас союз благословение Творца!
Бич карающий лобзать - не всегда есть проявление истинно христианского смирения. Чистый образ пресвитерский не подобает повергать пред лнцем князя лжи, а силой духа надлежит ратоборствовать с ним и противостоять ему; Вам вменяется в вину, очевидно, то, чего нет в действительности, так как до сих пор ни Вам ни нам не сказано определенно и ясно, что же именно - и вручаются Вам и от имени архиепископа и от имени патриарха, бумаги голословные и необоснованные и даже без подлинных, достоверно несомненных подписей. Вас запрещают в совершении богослужения, Вас условно лишают пресвитерского сана - и не единого слова во вручаемых бумагах за что, почему, на каком основании. Нет, это недопустимо! Будем взывать к истинной правде и искать истинные, действительные формы суда и архиерейского, и патриаршего и, может быть, соборного и, наконец, суда общественного мнения. Ваши, возлюбленный отец Константин, неусыпные молитвы, и неустанные самоотверженные труды учения в течение только одного года оставили уже неизгладимые следы на пользу и укрепление православной веры и утверждение Церкви Христовой. Идите же могущественно своей победной стезей к добру и правде вековой! Мы целокупно с Вами, счастливые непосредственным созерцанием дивного служения Вашего алтарю и православной Церкви. Да поможет Вам Предвечный Бог во Святой Троице, да подаст он Вам крепость и силы и да, избавит Вас от тревог, скорбей и искушений. Полный верою в неисповедимые пути Господни и упованием на Господа, наш сей живой привет Вам в первую годовщину Вашего пастырского служения да соединит нас с Вами вечными духовными узами, и да будут узы сии залогом наших, общих высоких достижений во славу Господа Бога.
Осените же нас своим пастырским, духовно отеческим благословением и вознесем Творцу горячую молитву о ниспослании нам мира и утешения в наших скорбях.. Низко кланяясь Вам, лобзаем благословляющую пресвитерскую десницу Вашу.
г. Лебедин 1922 года апреля 4-го дня. (Следуют подписи)

[1] Но нежалуемому Буткевичем и преосвящ. Нафанаилом, и настолько, что одно приглашение его на храмовой праздник со стороны одного из священников о. П.Рубинского стоило последнему моментальной потери благочиннического места - к соблазну народа и к хапактепистике духовных нравов и епископских братских отношений.
[2] „Преосвященному Нафанаилу, архиепископу Харьковскому.
Заслушав и обсудив оглашенный 4 апреля с.г. настоятелем Вознесенской церкви города Лебедина, свят. К.Смирновым указ Свящ. Синода от 5-го февраля с.г. за № 148 о признании постановления Харьковского Епархиального Начальства о лишении его священнического сана правильным, прихожане означенного храма уполномочили нас, нижеподписавшихся обратиться к Вашему Преосвященству со следующими вопросами, на которые и просим дать исчерпывающий письменный ответ для передачи его по назначению:
1) Что именно и по какому каноническому правилу инкриминируется о. К.Смирнову? 2) Кто был его Харьковскими судьями и почему не было соблюдено Карф. соб., пр. 29 (утвер. VI вс. соб. пр. 2), и никем не отмененное, предусматривающее для суда над пресвитером присутствия 6 епископов, по вызову обвиняемого? 3) Почему о. К.Смирнов не был вызван на суд, несмотря на то, что такой (при том троекратный с предоставлением 2 льготных месяцев) вызов предусматривается Апост. пр. 74.п., Карф. соб. пр. 28? Примеч. Те три повестки, которыя им были получены, были вызовами не на суд, а для предварит. об'яснений и увещания, при чем суд состоялся почти одновременно с вручением последней из них и несмотря на представленные медицинские свидетельства о болезни. 4) Были ли с представлением Вашего Преосвященства посланы Патриарху полностью письма о. К.Смирнова на имя прот. Буткевича, Епарх. Совещания и Вашего Преосвященства? 5) Известно ли Вашему Преосвященству, что целый ряд канонических правил, угрожающих за свое неисполнение извержением, да и не только велений земного церковною начальства, а и начальства небесного (что гораздо важнее), заключенных в св. Евангелии почти поголовно не исполняется нашим духовенством и не в пример о. К.Смирнову ни извержения, ни запрещения за собою фактически не влечет, хотя как раз и ведет к поношению нашей религии? 6) Почему доводы, приведенные в вышеуказанных письмах о. К.Смирнова в оправдание своих отступлений от обычной принятой в наше время богослужебной практики, признаны не основательными и, если они действительно не основательны, то почему не сделано никаких возражений по существу? Прим. То что было сказано в Епарх. Совещании по сему поводу прот. Буткевичем, как ясно каждому, знакомому с содержанием его доклада, опровержением их названо ни в коем случае быть не может. 7) Почему по сему поводу, если дело дошло до суда, не были запрошены в качестве авторитетных экспертов профессора-литургисты по специальности? 8) Кем должны санкционироватьвся и фактически в церковной истории санкционировались всякия изменения в богослужебной практике и в частности те, которыя производились Кронштадтским прот. И. Сергиевым (см. „Моя жизнь во Христе"), никем за то осужденным или запрещенным не бывшим? 9) Не найдете ли Вы более справедливым и целесообразным не осуждение о. К.Смирнова за его широко известную ревностную, истинно пастырскую деятельность, с одной стороны, а особое благословение его, а с другой, полное удаление от дел епарх. управления прот. Буткевича как человека заведомо в продолжении многих лет вредного для дела Божия и просто нечестного".
Подписи: М.И. Подвезько, И.И. Олейников, С.Г. Харченко, М.Я. Сахно.
г. Лебедин 5 апреля 1922 г.

Тогда же мною выдана следующая подписка, гласящая:
"Всем законным и "ум Христов имущим" распоряжениям Харьковской Епархиальной власти, в лице Архиепископа Нафанаила или правомочного заместителя и викариев его, подчиняться обязуюсь. Свящ. К.Смирнов.

Ответа на данные вопросы посетившая 17-19 мая н. с. 1922 г. архиепископа Нафанаила делегация однако не получила; архиепископ мог сказать лишь "видите, видите", и делегация действительно увидела и услышала нечто, столь невообразимое, что возмутилась духом и пред'явила 10-й, дополнительный пункт запроса: не находит ли архиепископ должным и наилучшим для себя вспомнить 85-ое правило Карф. собора, запрещающее временно управляющему удерживать кафедру за собою более года, созвать епархиальный с'езд, которого не было со времени избрания в 1917 г. м. Антония и сложить свои полномочия?.
Категория: Свящ. К.Смирнов | 17.11.2007
Просмотров: 1478 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
avatar
Залогиньтесь
Поиск
Новости отовсюду
Статистика






Copyright MyCorp © 2019 Сайт управляется системой uCoz