Среда, 23.08.2017, 12:10
  Фарисеевка...аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидите в Царствие Небесноe...
Меню сайта
Человек
Том Маршалл [12]
Правильные взаимоотношения
Генри Клауд, Джон Таунсенд [17]
Фактор матери
Сегодня
Чтения от Библия-центр

Богослужебные указания
Голосование
Только для православных. Что стоило бы удалить из чинопоследования литургии?
Всего ответов: 133
200
-->
Друзья сайта

Библиотека святоотеческой литературы

Marco Binetti. Теология, филология, латинский язык.







Библиотека Якова Кротова



Богословский клуб Эсхатос

Главная » Статьи » Человек » Том Маршалл

1. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ - ЦЕНТРАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Эта книга посвящена взаимоотношениям. Не какому-то конкретному типу взаимоотношений, например, взаимоотношениям в браке, на работе или в Церкви, а взаимоотношениям в общем: чем они являются, как они действуют, как они могут развиваться в неправильном направлении и, что более важно, как их можно снова поставить на правильную колею.

Такая книга необходима по нескольким причинам. Одна из них состоит в том, что если мы не понимаем, как взаимоотношения были первоначально задуманы Богом, у нас остаются только методы проб, ошибок и копирования других, как основной путь понимания действия взаимоотношений. Именно так большинство из нас овладели принадлежащими нам навыками взаимоотношений, но даже если мы будем очень стараться, все же необходимо будет еще уделить некоторое время более регулярному обучению. Вероятно, наше поведение может совершенствоваться бесконечно.

Вторая причина еще важнее. Если мы не знаем, как взаимоотношения должны функционировать и что необходимо для продолжения их развития, мы можем достичь критической точки и даже не знать, что привело нас к кризису. Явное недоумение — обычное состояние разума человека при крушении взаимоотношений. «Как же мы попали в такую неразбериху?» «Мы начинали действительно любя друг друга, теперь все закончилось путаницей. Как же так?» В конце концов, когда мы находимся в состоянии неуверенности и смятения, мы находимся у разбитого корыта — в таком состоянии, когда нам нужно знать, что делать, чтобы вернуть взаимоотношения обратно на накатанную колею.

Я должен признать, что эта книга была написана из-за боли, даже острой боли, которую я испытал, обнаружив, что в целом у христиан, кажется, столько же проблем с взаимоотношениями, как и у неверующих. Более того, хотя мы должны быть экспертами в понимании и изменении человеческого естества, прошлые данные об исцелении стрессовых взаимоотношений и восстановлении сокрушенных людей не подтверждают этого. По правде говоря, эти данные не вызывают особого восторга.

Тем не менее, когда я вернулся назад, к основам, к элементарным вопросам, которые мне нужно было задать с самого начала, и задать их на основании книги Творца, я увидел свет в конце тоннеля. Я обнаружил, что Писание не только обращается к природе взаимоотношений и факторам, необходимым для их функционирования, но и дает удивительный процесс восстановления, что дало мне больше надежд, чем я мог предположить несколько лет тому назад. Опыт доказал, по крайней мере мне, что для надежд есть твердое основание. И сегодня я живу с твердой уверенностью, что еще многое нужно понять и претворить в жизнь.

Глава 1. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ — ЦЕНТРАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ

Поистине, трудно переоценить важность предмета взаимоотношений. Теперь я понимаю, что долгое время относился к ним, как к чему-то второстепенному. Они были на периферии моей жизни, где она воздействовала на жизнь других людей или пересекалась с ними. Теперь я вижу, что взаимоотношения являются центральным фактором самого существования нас, как человеческих существ. Мы проводим жизнь в реально существующем переплетении взаимоотношений, и, будучи отсеченными от них, мы умираем. Обычный человек без особого труда может насчитать от десяти до двадцати разнообразных взаимоотношений, в которых он участвует в течение одного дня. И все же мы уделяем очень мало времени, чтобы осмыслить из какого материала состоят эти взаимоотношения.

Возможно, это одна из причин, почему они причиняют нам столько беспокойства, потому что правда заключается в том, что большинство наших проблем вырастают из трудностей во взаимоотношениях. Проблемы, связанные с семьей и браком, профессиональные, предпринимательские и общественные проблемы, религиозные, расовые и классовые распри, политическая и международная напряженность — все это связано с неработающими взаимоотношениями. Цель любого искушения и первое последствие любого греха — разрушение взаимоотношений. Конечный результат состоит в том, что и Библия и психология называют отчуждением — удалением или отделением от Бога, от других людей и от мира и неспособность выбирать и действовать во взаимоотношениях. Для нас давно пришло время серьезно задуматься обо всем предмете взаимоотношений. Я предлагаю начать как с анатомии взаимоотношений, так и с патологии. Иначе, с лучшими в мире намерениями мы подобны врачу, пытающемуся вылечить поломанную ногу или поставить диагноз, не изучая анатомии и физиологии человеческого тела.

Понимание предмета взаимоотношений еще более важно, потому что оно влияет на наши переживания в Боге. Для меня много лет тому назад понять, что мы соотносимся с Богом совершенно таким же образом, каким мы соотносимся с другими людьми, было переживанием, меняющим всю жизнь. Другими словами, мы используем те же методы и отношения в обоих направлениях. Существует много людей, у которых нет тесных взаимоотношений с Богом, или которые не совсем понимают, как наладить взаимоотношения с Богом, потому что у них есть трудности во взаимоотношениях вообще, или они не знают, как участвовать во взаимоотношениях с Богом. А для многих других язык Церкви, к сожалению, так мистифицировал всю эту область, что познание Бога кажется им каким-то странным мистическим опытом, который обрели лишь немногие религиозно-ориентированные люди.

Истина состоит в том, что взаимоотношения лежат в самом центре всего Библейского откровения о Боге и человеке.

1. Первые утверждения, сделанные Богом о человеке, сотворенном Им были, во-первых: «Сотворим человека по образу Нашему» (Бытие 1:26). Другими словами, человек был сотворен носителем образа Божьего, т. е. моделью жизни и характера Божьего. Но Бог, Которого образ — человек, является Богом вечных, неизменных взаимоотношений

— Отца, Сына и Духа. Во-вторых: «Не хорошо быть человеку одному» (Бытие 2:18). С тех пор человек в Библии — всегда человек, имеющий взаимоотношения. Сами по себе мы очень легко уязвимы, и нашим величайшим ужасом всегда было и остается одиночество.

«Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их. Ибо, если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его» (Екклесиаст 4:9—12).

2. Жизнь и смерть в Библии — вопрос взаимоотношений. Иметь взаимоотношения с Богом, Источником Жизни, означает быть живым; быть разделенным с Богом, Источником Жизни, означает быть мертвым. Я могу ходить смеяться, питаться, бороться и спать, но я все равно мертв. Все это зависит от моих взаимоотношений с Ним.

Вот почему праведность в основе своей тоже является термином, описывающим взаимоотношения. Он означает «иметь правильные отношения», или можно это выразить устаревшей фразой — поступать друг с другом «по правде». Мы всегда можем сказать сразу — когда мы не поступали «по правде» со своей женой или с друзьями. Даже такое выражение, как страх Господень оказывается, в сущности, понятием, описывающим качество взаимоотношений. Для древнего еврея бояться Господа означало соблюдать Его заповеди, ходить Его путями, прилепиться к Нему, любить Его и служить Ему (Второзаконие 10:12, 13, 20; 13:4). Не удивительно, что это называется началом мудрости и первым принципом всякого знания.

3. Мы относимся к Богу также, как мы относимся к окружающим нас людям, вот почему проблемы взаимоотношений с Богом влияют на наши взаимоотношения друг с другом, и проблемы в наших взаимоотношениях друг с другом оказывают влияния на наши взаимоотношения с Богом (1 Петра 3:7).

Наши взаимоотношения с Богом и наши взаимоотношения друг с другом в сущности схожи. Не абсолютно такие же, потому что в наших взаимоотношениях с Богом существуют факторы (например, поклонение), которые предназначены только для Него и не имеют место в человеческих взаимоотношениях. Но, с другой стороны, с сущности, они такого же порядка. Вот почему, как вы, возможно, заметили, многие песни поклонения, которые мы поем Христу, могли бы, с небольшими изменениями текста, стать любовными песнями, которые мы могли бы петь нашим женам, мужьям или возлюбленным. И вот почему Иоанн в своем послании может сказать за нас, что мы знаем, что мы любим Бога, потому что любим наших братьев, и, с другой стороны, можем сказать, что мы любим наших братьев, потому что мы любим Бога (1 Иоанна 4:12; 5:2). Давайте рассмотрим фундаментальную природу этих взаимодействий, которые лежат так близко к центру нашей человеческой сущности.

Что же это такое?

Каждый день нашей жизни мы вовлечены в контакт и взаимодействия с другими людьми. Некоторые взаимодействия подпадают под категорию личных взаимоотношений, и они очень разнообразны. Некоторые, такие как брачные или семейные, очень интимные и закрытые; другие, такие как членство в спортивных клубах, Церквях или политических партиях являются публичными и открытыми. Некоторые довольно постоянны, и для них характерна регулярная вовлеченность, например, общение с коллегами на работе; другие нерегулярны и прерывисты, например, общение между врачом и пациентом или владельцем магазина и покупателем. Но какое же общее основание позволяет классифицировать их, как личные взаимоотношения? Следующее простое определение применимо к большинству этих взаимоотношений и выражает их отличительную сущность.

Взаимоотношение есть взаимный обмен жизнью между двумя или более личностями

Заметьте, что мы сводим наше определение к взаимоотношениям между людьми. Очевидно, что существуют другие типы взаимоотношений, например, между людьми и животным или между людьми и окружающей средой, но они находятся за пределами настоящего изучения.

Наше определение подразумевает несколько важных пунктов.

1. Взаимность

Для взаимоотношений между двумя людьми, каждый должен внести определенный вклад или сделать определенный взнос во взаимодействие, происходящее между ними. У вас не может быть совершенно односторонних или однобоких взаимоотношений, обе стороны должны быть каким-то образом задействованы. Член фан-клуба может делать кумира из кинозвезды, может знать интимные детали о стиле ее жизни, ее вкусах и мнениях, он может проводить большую часть свободного времени, руководя клубом для обеспечения ее интересов, но если он совершенно не известен своему кумиру, у него нет взаимоотношений с ней, несмотря на его деятельность в ее пользу.

Вклад во взаимоотношения со стороны двух сторон не обязательно должен быть одинакового рода или одинаковой степени. В предприятии рабочий вкладывает свое время, свое умение и свои усилия; работодатель вкладывает деньги, оборудование и направляет деятельность — между ними существуют, взаимоотношения. Учительница вкладывает свое знание, свою квалификацию и свой энтузиазм в предмет; ученики вкладывают свое внимание, свои вопросы, усилия и результаты экзаменов; между учителем и классом существуют взаимоотношения. Иногда кажется, что одна из сторон дает все: например, мать с ее новорожденным младенцем; но младенец тоже вносит свой вклад в эти взаимоотношения, это вам скажет любая мать.

Взаимность также кое-что подразумевает. Если взаимоотношениям нужно расти и развиваться, то ответственность за результат лежит на обеих сторонах.

Если взаимоотношения разрушаются, можно полагать, что неудача определенным образом постигла обе стороны, и если разрушенным взаимоотношениям необходимо восстановление, обе стороны должны взять на себя взаимные обязательства работать для достижения этой цели. Взаимоотношения никогда не сохраняются в одностороннем порядке, почти никогда не разрушаются в одностороннем порядке, и, конечно, не могут быть восстановлены в одностороннем порядке.

2. Обмен жизнью

Когда мы рассматриваем, из чего на самом деле состоят отношения, мы входим в более чувствительную область. Из чего они сделаны? Являются ли они просто набором поступков или внешних взаимодействий, или это нечто большее?

Вы идете в магазин, и продавец заворачивает вашу покупку, берет ваши деньги и говорит: «Спасибо». Это напоминает покупку из автомата. Вы идете в другой магазин, и продавец заворачивает вашу покупку, берет ваши деньги и говорит: «Спасибо». Вы чувствуете, что вас приветствуют, понимают и обожают; вы получаете впечатление, что эта покупка придала смысл всему вашему рабочему дню. Я вам гарантирую, что вы пожелаете вернуться в этот магазин. В чем же разница? Один продавец исполняет свои служебные обязанности, другой делает то же. В чем же разгадка?

Мы являемся духом, помещенным в тело — это факт. Для лучшего понимания скажем, что мы — воплощенный дух. Дух — наша сущность. Тело без духа мертво. Это труп, говорит нам Иаков в своем послании7. Но так как мы есть дух, мы передаем жизнь духа. Например, вспомните, как вы последний раз говорили с кем-то, и разговор действительно удался. Вы были в одном ритме, на той же волне, — назовите это как вам угодно. Вы помните, как вы чувствовали себя после этого? Вы чувствовали жизнь, счастье, радость, какую-то наполненность. На самом деле произошло то, что вы соприкоснулись с духом другого человека. Дух передает жизнь духа. Вспомните, как иной раз вы говорили с кем-то, и между вами была невидимая стеклянная стена. Вы всего лишь обменивались словами, банальностями или торговались. Как вы чувствовали себя после этого? Измученными, иссушенными, усталыми, напряженными, выбитыми из колеи. Случилось то, что вы пытались достичь духа и были поставлены в тупик.

Обмен жизнью включает в себя взаимоотношения духа. Некоторые люди делают это охотно, их отношения всегда естественно содержат жизнь и энергию. Другие делают это плохо или, как это было со мной до середины жизни, совсем не знают, как это делать. Они часто страстно желают насыщенных взаимоотношений, но каким-то образом им никогда это не удается, и они не знают, почему. Такие люди не научились, как сообщаться духом, чтобы делиться собой с другими. Это не зависит от типа личности или темперамента, является ли человек экстравертом или интровертом. Экстраверт может погибнуть от внутреннего одиночества несмотря на всю свою шумливость и болтливость, потому что он не может достичь людей, и люди его. Истинный человек скрыт за имиджем или спрятан в роли, которую он играет. Интроверт может тихонько проскользнуть в компанию, не будучи замеченным, но сразу первый же заговоривший с ним человек пожелает монополизировать все его время, потому что он нашел искреннего человека, который вынуждает его тоже быть искренним. Мы вернемся в нашем учении к этому аспекту еще несколько раз.

3. Третья сущность

Сущность, может быть, не лучшее слово, но назвать это фактором или элементом не делает ему чести. Дело в том, что взаимоотношения — это отдельная, самостоятельная сущность или реальность, довольно независимая от людей, создающих их. В браке муж и жена являются двумя сущностями. Существуют также взаимоотношения мужа/жены как третья сущность. Существуют работодатель и работник, также существуют взаимоотношения работодатель/работник. В бизнесе это получило всеобщее признание. Рабочие взаимоотношения определяются и описываются как условия контракта, такие как условия приема на работу, заработная плата, характеристики выполняемой работы и т. д. Но взаимоотношения также включают типы управления и отношения между менеджерами и рабочими.

Так как взаимоотношения сами по себе являются реальностью, вы можете наблюдать поразительное несоответствие между тем, кем являются сами стороны и какие взаимоотношения существуют между ними. Я встречал двух обыкновенных людей с очень скромными способностями и талантами, очень неприметными внешностью и личными свойствами, но их брак был великолепным. Я встречал другие случаи, когда оба супруга были чрезвычайно одарены, очаровательны, приятны и привлекательны, но их брак — абсолютная катастрофа. Первая пара вкладывала свои скромные дарования в свои взаимоотношения, вторая давным-давно перестала вкладывать что-либо значительное в свои взаимоотношения.

Люди обычно не понимают этого, очевидного, как кажется, принципа или не уделяют внимания выводам из него. Множество жен вместо того, чтобы работать над взаимоотношениями муж/жена, работают над своим мужем, пытаясь изменить, если можно, его личность. Мужья делают то же. Профсоюзы, рабочие и служащие тратят бесконечное множество часов и долларов за теми же пустыми занятиями: рабочие и служащие пытаются переделать членов профсоюза в свободных предпринимателей', профсоюзы пытаются сделать из рабочих и служащих Фабианских социалистов. Между тем, самое главное в том, что взаимоотношения между сторонами накапливают неудачи и несглаженные обиды, которые иногда разваливают все дело или, в лучшем случае, делают взаимоотношения непродуктивными и неудовлетворительными для обеих сторон.

Наши взаимоотношения с Богом

Все, что мы говорили до сих пор, и большинство из того, что скажем, применимо также к нашим взаимоотношениям с Богом. Возможно, перво-наперво это применимо к нашим взаимоотношениям с Богом, и только затем — к нашим взаимоотношениям друг с другом.

Аспект взаимности означает, что хотя Бог определенно желает быть с нами в активных взаимоотношениях и сделал все, что требуется, чтобы создать для этого условия, эти взаимоотношения будут действовать, только если мы будем готовы активно участвовать них. Более, чем один раз Бог говорил мне: «Я не могу сделать больше с тобой и повести тебя дальше до тех пор, пока ты не сделаешь чего-то для улучшения твоих личных взаимоотношений со Мной».

Вклад Бога неограничен по благодати и размеру, но качество взаимоотношений между нами зависит также от того, что мы вкладываем в них; а мы должны вкладывать то, в чем обязательно нуждаются любые взаимоотношения — самих себя. Можно провести многие часы за изучением Библии, в молитвах и в различных христианских служениях, но если самого меня не будет в этих занятиях, если мой дух не задействован, с Богом не будет никаких истинных взаимоотношений, и я быстро утомлюсь от занятий, кажущихся бессмысленными.

Но если вовлечение в человеческие взаимоотношения означает, что я касаюсь другого человеческого духа, и это дает такую радость и жизнь, что же происходит, когда мой дух касается Святого Божьего Духа? Это вечная жизнь, это колодец живой воды, сообщающийся с главным источником, и в этом невозможно ошибиться!

Как мы делаем это? Просто отдавая себя от всего сердца, достигая Бога в нашем духе и сознательно и постоянно строя настоящие взаимоотношения с Ним. Когда это присутствует в наших молитвах и при пребывании нас в Его присутствии, в нашем сердце мы больше приближаемся к Нему. Удивительно то, что Бог делает то же по направлению к нам.

Поразмышляйте над этим. Ты заметил, что хотя в мире сегодня живет шесть миллиардов человек, когда ты обращаешься к Богу, Он никогда не говорит: «Подожди минутку, Я очень занят сейчас». И в то же время не уделяет тебе одну шестимиллиардную часть Своего внимания. Каким-то невообразимым образом Он уделяет тебе все Свое неделимое внимание. Это удивительно. Конечно, когда Он уделяет тебе все Свое неделимое внимание, Он в то же время, также уделяет мне и миллионам других все Свое неделимое внимание. Это потому, что Он бесконечен.

Над чем должны мы тогда работать в наших взаимоотношениях с Богом? Вы уже поняли, что не над Богом, но над качеством нашего отношения к Нему, над его честностью, целостность, верностью, сердечностью. Как мы делаем это, станет ясно по мере нашего продвижения вперед.

Примечания

7. Иакова 2:26

Категория: Том Маршалл | 19.11.2007
Просмотров: 4037 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
avatar
Залогиньтесь
Поиск
Новости отовсюду
Статистика






Copyright MyCorp © 2017 Сайт управляется системой uCoz