Четверг, 19.10.2017, 05:45
  Фарисеевка...аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидите в Царствие Небесноe...
Меню сайта
Человек
Том Маршалл [12]
Правильные взаимоотношения
Генри Клауд, Джон Таунсенд [17]
Фактор матери
Сегодня
Чтения от Библия-центр

Богослужебные указания
Голосование
Как вам наш новый дизайн?
Всего ответов: 128
200
-->
Друзья сайта

Библиотека святоотеческой литературы

Marco Binetti. Теология, филология, латинский язык.







Библиотека Якова Кротова



Богословский клуб Эсхатос

Главная » Статьи » Человек » Том Маршалл

4. ДОВЕРИЕ - ЦЕНА ПОСВЯЩЕНИЯ

Глава 4. ДОВЕРИЕ — ЦЕНА ПОСВЯЩЕНИЯ

Доверие необходимо для любой сферы жизни в обществе, так как социальное взаимодействие и социальное общение были бы невозможны в мире, где никому нельзя доверять. Мы нуждаемся в обстановке, которую можно предсказать и на которую можно положиться, чтобы мы могли организовать нашу жизнь с достаточной долей уверенности, поэтому мы ожидаем, что миру и людям в нем можно доверять. Ребенок рождается доверчивым. Подозрению и недоверию он учится позже, и это всегда болезненный процесс. Он превращает невинное доверие детства в настороженный взгляд, который направлен на нас со стольких многих лиц. Но хотя доверие так важно, нельзя сказать, что его сущность и его требования хорошо известны. Мы называем его «верой» и публикуем каждый год сотни книг с целью превознести его достоинство и попытаться объяснить его действия. Тем не менее, стоит внести некоторую ясность, что же это такое на самом деле до того, как мы пойдем дальше в нашем обсуждении его роли в личных взаимоотношениях. Для того, чтобы сделать это, мы должны забыть лозунги, как религиозные, так и другие: «Имейте веру», «Доверься мне», «Только верь», «Ты можешь положиться в жизни на это» и т. д.

Что такое доверие? Каковы его условия? Как строить его? Что делать, когда оно разрушено или потеряно? Это примитивные, но животрепещущие вопросы, ответы на которые мы не можем угадывать или принимать на веру.

Определение доверия

Давайте начнем с попытки вынести простое определение доверия.

Доверие — это условие, в котором вы сознательно ставите себя в зависимость от другого человека в тех или иных делах, а также от некоторых результатов или последствий.

Заметьте себе следующие важные характеристики ситуации, которую мы определили как доверие.

1. Доверие — это выбор, который вы делаете

Нельзя заставить доверять. Если вы собираетесь доверять кому-то или возложить на них свое упование, вы должны сделать это сознательно. Если людям говорили их лидеры: «Вы просто доверьте нам это», — то одно, в чем вы можете быть уверены, что люди не будут доверять им, даже если у них нет другого выбора, как только оставить все это в руках лидеров.

2. Доверие — это отношение

Наше внутреннее отношение определяет то, как мы живем и то, как мы ведем себя. Внутреннее отношение, это больше чем религия, потому что религия — это нечто определенное, а люди не живут только лишь в соответствии с тем, что определено в их разуме. Доверие, как внутреннее отношение, состоит из трех элементов:

(а) Сознательный элемент, то есть то, в чем вы уверены разумом. Вы убеждены в своем разуме, что другому человеку можно доверять. Авраам, например, был «вполне уверен, что Он (Бог) силен и исполнить обещанное»1.

(б) Эмоциональный элемент — вы чувствуете уверенность или надежность, доверяя другому человеку. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом»2.

(в) Элемент поведения — ваши поступки в доверии. «Вера без дел мертва»3.

3. Доверие — это предпринятый вами риск

Когда вы доверяете — вы рискуете, так как вы позволяете тому или иному, происходящему в вашей жизни, выйти из-под вашего контроля, и вы вверяете все это в руки личности или личностей, на чью способность и надежность вы решили положиться. Сказать, что вы доверяете кому-то что-то сделать, а затем делаете это сами или лично контролируете их деятельность, это может достичь желаемого результата, но в таком случает здесь речь не о доверии.

4. Доказательством того, что вы доверяете, является то, что вы не строите никаких запасных планов, в случае, если этот человек вас подведет

Заранее предполагать неудачу или «готовить запасной выход», так сказать «на всякий случай», это может быть чудесная предусмотрительность, но в таком случае мы не можем претендовать, что во всем этом имеется в наличии какая-либо степень доверия. Если другой человек узнает о ваших дополнительных планах, то он очень скоро поймет, что вы абсолютно не доверяете ему.

5. Цена доверия — уязвимость

Доверие включает в себя позицию уязвимости, потому что все результаты или последствия находятся вне моего прямого контроля, но в руках кого-то другого, на чью способность или верность я избрал положиться. Самое тяжелое в доверии — это состояние зависимости. Суть нашего падшего состояния — это наш отказ жить в зависимости от Бога. Мы сознательно избрали путь независимости, поиск самовыражения, контроль над своей собственной судьбой. В корне всех этих бед — отсутствие доверия.

Но здесь также присутствует парадокс. Я однажды споткнулся на этом, когда размышлял о том, как трудно создать этический аргумент против азартных игр, который был бы и убедительным и агитирующим средством против них. Затем я вдруг увидел, что азартные игры — социальное зло, но кроме этого и разновидность веры, примененной к этому миру. Азартные игры отвечают на потребность человека как-то и где-то жить в своей жизни рискуя. Поскольку человек отказался предпринять риск — положиться на Бога — ему приходится получать острые ощущения различными и недостойными путями. Похоже, что мы сотворены с двумя великими нуждами внутри: нуждой в стабильности и нуждой в нестабильности. Наша нужда в стабильности и безопасности удовлетворяется Богом, Который всегда тот же и чья любовь и слово абсолютно верны и неизменны. Наша нужда в нестабильности удовлетворяется Богом, Который всегда творит все новое: «Вот, Я делаю новое…»*. Он постоянно призывает нас из привычных ситуаций к хождению верой в личные взаимоотношения, в которых мы начинаем доверять в зависимости. Почти против нашей воли нужда хождения верой, нужда доверия, нужда стабильности, нужда риска прорываются наружу. Это объясняет, что Павел имел ввиду, когда Писал: «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность»*. Одно из значений праведности — соответствие норме или стандарту. Когда Авраам доверился Богу, когда он решил рискнуть, поверив обетованию, не имея даже сына для продолжения рода (подумайте, какие здесь ставки), он сообразовался стандарту того, чем человек должен быть — существом, доверяющим Богу.

Самодостаточность, которой искал Адам, невозможна и никогда не была возможна, поэтому нам приходится выбирать доверие каждый день нашей жизни. Это верно даже для таких простейших действий, как покупка продуктов на завтрак, поездка в автобусе или звонок из телефонной будки. Если это верно в подобных незначительных ситуациях, то это гораздо более верно в случаях личных взаимоотношений. Фактически, чем важнее взаимоотношения, тем более важную роль играет в них доверие. Чем интимнее взаимоотношение, тем больше доверия включено в самый их центр, и тем более важной становится преданность настоящему доверию. Поэтому неудивительно, что доверие становится главным вопросом в таких критических взаимоотношениях, как лидерство, профессиональные услуги и общественные учреждения, с одной стороны, и интимных взаимоотношениях, таких как брак, терапия, и. личное служение другим.

6. Чтобы вам доверяли — вам необходимо сознательно принять на себя ответственность

Мы не можем ожидать, что кто-то будет достойным доверия в особенной ситуации до тех пор, пока они не поймут и не согласятся с условиями доверия и примут на себя ответственность за выполнение со своей стороны. Сознательное и намеренное доверие должно быть эквивалентно сознательной и намеренной надежности; сознательная и намеренная вера должна быть эквивалентна сознательной и намеренной верности. «Требуется, чтобы каждый оказался верным»*.

7. Доверяющая личность сама должна быть достойна доверия

Важно понимать, почему это необходимо. Во-первых, если я собираюсь доверять человеку, то требуется, чтобы он серьезно отнесся к своей роли — быть надежным и верным. Но они, возможно, не согласятся взять на себя подобные обязательства в отношении меня, если они обнаружат, что со своей стороны я вовсе не принимаю серьезных обязательств. Во-вторых, если я сам не отношусь серьезно к доверию вообще, то мне очень трудно будет принять, что кто-либо другой поступает иначе и поэтому мне будет сложно доверять кому-либо.

Ключ к возрастанию в вере, которым очень долго пренебрегали, лежит в возрастании в верности. Когда мы будем более серьезно относиться к нашим собственным обещаниям, то мы обнаружим, что нам гораздо легче верить, что Бог очень серьезен в Его обещаниях.

8. Принятие доверия включает в себя подотчетность

Если мне доверяют, я принял это доверие, то я подотчетен, то есть я обязан дать ответ за свои действия и нести ответственность за свои неудачи. Лидерство — это позиция доверия, потому что люди возложили доверие на своих лидеров. Отсюда возникает вопрос: кому подотчетны лидеры? Ответ: они подотчетны всем тем, кто им доверился, и это включает их последователей. Многие христианские лидеры не желают признавать этого и некоторые отвергают это, но доверие всегда содержит в себе подотчетность.

9. Однажды разрушенное доверие очень трудно восстанавливать

Доверие отличается от всех других качеств своей крайней хрупкостью. Если доверие однажды разрушено, то очень, очень трудно восстановить его и это всегда требует времени. Прощение может быть делом одного момента, но восстановление уверенности и готовности доверять вновь — это не действие одного момента, оно нуждается в терпеливом восстановлении.

Человек может поступить не по любви в каком-то случае, но мы все еще будем верить, что в них живет любовь; они могут допустить к нам недоброжелательность и мы все еще будем верить, что они, в общем-то доброжелательны, но если мы доверяем кому-то и они нас подводят, то вероятнее всего это оставит в нас след на долгое время и долгое сомнение в их верности.

Одна из причин этого в том, что в доверии мы требуем «все или ничего». Вы либо доверяете человеку, либо нет; вы не можете играть в доверие, не можете частично доверять, частично нет; неуверенность создает крайний дискомфорт. Подобным же образом, когда доверие разрушается, оно никогда не разрушается частично. Если оно разрушается, оно разрушается полностью.

Другая причина — уязвимость, имеющаяся в наличии в отношении доверия, которая всегда очень дорога эмоционально и психологически, даже когда нет другого выбора. Когда доверие нарушается, то вся вселенная вокруг нас внезапно предстает перед нами ненадежной и непредсказуемой и это порождает страх и беспокойство, что, в свою очередь, оказывает влияние на наши эмоции, порождая злобу.

Содержание доверия

Для возрастания нашего понимания доверия и верности, мы рассмотрим некоторые из качеств и характерных черт, окружающих доверие и верность, которые наполняют их сущностью.

Уверенность — доверие, в его наиболее надежном смысле

Уверенность — это сердце доверия. Это доверие, которое было неоднократно испытано, и перешло в состояние твердого убеждения или надежности, несмотря на то, к чему относится это доверие, или какие бы не возникли обстоятельства. В самых неспокойных и опасных ситуациях уверенность Давида в Боге была непоколебимой, потому что это доверие было многократно испытано и подтверждено таким образом, что произвело внутреннее отношение в совершенной уверенности в Божьей верности7. То же самое Павел мог сказать о Коринфянах: «Я много надеюсь на вас, много хвалюсь вами»*.

Уверенность, подобная этой, строится на нашем знании характера человека, то есть на том, чем руководствуется их поведение, на постоянстве этических и духовных принципов, невзирая на обстоятельства. Полагать упование на беспринципного человека — в высшей степени неразумно.

Уверенность необходима для расцвета близости. Мы доверяем личные и частные вопросы только тем, кому мы можем доверять, поэтому уверенность в человеке находится в самом центре наиболее интимных из всех наших взаимоотношений*. Когда это доверие оказывается неразумным, то последствия могут быть опустошающими: мы чувствуем себя преданными10, а не просто переживаем неудачу.

Верность — достоинство доверия в его наиболее посвященном виде

Чем ситуация становится труднее, или опаснее, или все более разочаровывающей, тем тяжелее доверять кому-либо, и тогда подвергается испытанию особенное качество надежности, называемое верностью. Верность — это качество надежности в ее наиболее личной и наиболее посвященной форме. Она говорит:

«Я останусь с тобой и в плохие времена, а не только в хорошие».

«Я останусь с тобой, даже если кто-то встанет против тебя».

«Я приду защитить тебя, даже если я буду рисковать самим собой».

Сердце завета — это связующая нить личной верности между сторонами, и в Своем завете с нами Бог постоянно уверяет нас в Его верности: «Не оставлю тебя и не покину тебя»11. Верность, таким образом, является главным компонентом самых важных и самых интимных из всех наших взаимоотношений. Мы no-праву презираем «друзей хорошей погоды» или лидера, или окружающих, которые слагают с себя все обязательства в случае тяжелых времен.

В то же самое время, разочароваться в чьей-нибудь верности — это самое агонизирующее из всех моральных падений, и это важно, чтобы была необходимая ясность в приоритетах. В Священном Писании учение о притязаниях завета стоит выше всех других моральных обязательств; во-первых, в смысле Божьего завета с нами, и, во-вторых, в смысле завета супружества.

Возможность положиться — надежность в ее наиболее осознанном смысле

Возможность положиться на кого-нибудь означает, что мы можем войти в определенную зависимость от них и их обязательств сделать что-то и когда нам не нужно проверять сделанное. Надежный человек сам в себе имеет побуждение выполнить свои обязательства. Для них надежность — это вопрос совести.

Надежность и возможность положиться строятся через постоянную верность в мелочах, но для людей, облеченных властью, эти мелочи часто имеют символическое значение, которое гораздо более важно, чем выполненная задача. В притче о талантах, когда первый раб пришел и сказал: «Господин! мина твоя принесла десять мин», — то ответ господина был: «Хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов».

С другой стороны, если человек ненадежен в мелочах, то отсюда вытекает следующее отношение: «Если вы не можете доверять ему в мелочах, что же говорить о том, если наступит действительный кризис?»

Постоянство — надежность в ее наиболее принципиальном значении

Чтобы кому-нибудь можно было доверять, нам необходимо предсказать поведение с их стороны. Как вы можете доверять кому-нибудь, кто сегодня обуреваем энтузиазмом в отношение проекта, а завтра махнул на все рукой; или тому, кто один день относится к чему-то с шуткой, а на другой день к тому же самому со злостью и гневом.

Таким же образом трудно доверять человеку с импульсивным поведением, потому что вы никогда не уверены, что он выкинет в следующий момент, будь это неверное заключение, непродуманное основательно, либо это действие на основании непроверенной информации.

Постоянство в характере требует, чтобы мы принимали решения на основании выработанных принципов, а не душевного настроения, чтобы мы действовали не на основании побуждения или импульса, но на основе действующих принципов, применимых к фактам ситуации.

Исполнение обещаний — верность своему слову

Быть верным своему слову означает исполнять обещания или клятвы, даже когда это не очень удобно нам или чего-либо стоит нам. Современные люди очень быстры на обещания и легко нарушают их, так что мы привыкли рассматривать чье-либо обещание как нечто ненадежное. Современное обещание выглядит неким кредо, которое говорит: «Это будет сделано, если это все еще будет удобно моим чувствам, если мои чувства не изменятся или обстоятельства не будут диктовать моим чувствам нечто другое, то это будет сделано…». Имея такое условное обещание, не удивительно, что и верность людей друг другу также очень часто условна. Как вы можете посвятить себя безусловно кому-либо, который может взять назад все свои обещания и слова, если изменятся обстоятельства?

Я должен понимать, что когда я даю обещания, я не просто выражаю согласие или намерение:

(а) Я делаю серьезное и искреннее посвящение, каким образом я буду поступать в будущем, и

(б) Я намереваюсь исполнить это обещание, так как на него полагаются и ему доверяют, и я обязуюсь поступать таким образом, каким я обещаю, и

(в) Я беру на себя обязательство исполнить мое высказанное слово, когда придет время, несмотря на то, чего бы мне это ни стоило. Другими словами, я ограничиваю свою свободу действий в этой особенной ситуации, потому что я налагаю на себя обязанность, что я буду поступать в точности так, как я это сказал.

Божьи обетования выражают Его серьезное посвящение, на которые мы можем положиться, и делая их, Бог ограничил Свою свободу действия, потому что Он провозгласил заранее, что и в каких ситуациях Он будет делать всегда13. Наши обещания должны быть приняты с такой же серьезностью.

Честность — верность истине

Очень трудно доверять кому-то, когда вы не можете зависеть от их правдивости или когда вы предполагаете, что они обманывают вас. «Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у свидетеля ложного — обман»1.

Но доверие также затруднительно из-за особых условий общения, когда мы иногда не распознаем ложь, или если мы руководимы впечатлением, что нас обманывают.

1. Сказать меньше, чем всю правду; то что мы говорим — правда, но наша правда не дает полную картину.

2. Говорить не прямо, или двусмысленно, так что человек пытается догадаться что же мы имели в виду или чего мы пытаемся достичь. Очень трудно доверять утверждению, в котором скрыто иное намерение или в котором мы должны «читать между строк».

3. Рассказывая о фактах, но не выговаривая своих чувств, так что другой человек оставлен в темноте домыслов относительно того, какова же наша действительная точка зрения.

4. Описывать ту же самую новость по-разному разным людям. — В этом основная ошибка лидеров, и это никогда не будет способствовать доверию, когда слушатели начинают сравнивать различные послания.

Доверие — кризис или процесс?

Доверие, подобно его более религиозному выражению — вере — является одновременно и кризисом и процессом; доверие одновременно является однократным решением, но также оно возникает и развивается постепенно на протяжении промежутка времени. Нам необходимо понимать оба аспекта.

Доверие, как решение

Мы можем довериться в один момент, в результате решения. Я нанимаю бухгалтера на работу, где она будет исполнять очень много обязанностей, я соглашаюсь довериться лечению доктора или я могу один раз сказать «да» во время свадебной церемонии. В преддверии моего решения я могу терзаться вопросами или сомнениями, но наступает момент, где я либо должен сделать это, либо — отказать. Я знаю, когда жребий брошен или когда посвящение сделано. Изменить свое мнение в последствии или убедиться в неверности, явится разрушением уже предпринятого шага доверия. Чем более важное решение доверять мы принимаем, тем более серьезно я должен рассмотреть свое посвящение и тем более осторожен я должен быть, чтобы в будущем изменить свое мнение.

Эта истина освящает центральную важность веры в наших взаимоотношениях с Богом. Мы начинаем видеть, что вера это ни некий капризный выбор или условие, которое Бог установил в качестве необходимого основания для спасения. Вера — это необходимое условие любых личных взаимоотношений. В моральную систему, в которой мы живем, встроен факт, гласящий, что все взаимоотношения включают в себя доверие. Было бы в высшей степени странным, если бы кто-то обнаружил бы факт, что возможно лично общаться с Богом без этого элемента веры или доверия. Вы можете быть уверены, что без этого элемента личные взаимоотношения невозможны.

Доверие, как процесс

Но доверие также является процессом, доверие должно возрастать. Одного шага доверия недостаточно для обеспечения его достаточной силы выживания взаимоотношений. Поэтому Новый Завет уделяет гораздо больше внимания росту и развитию веры, после того, как мы придем ко Христу, чем однократному шагу веры, приводящему нас ко Христу.

Без всяких сомнений об этом меньше всего учат в искусстве супружеской жизни. По праву очень много говорится о любви и понимании, но очень немного о том, как строить доверие и развивать надежность. Если мы будем относиться к доверию и заботиться о нем так, как оно того заслуживает, то гораздо меньше браков будет разрушаться из-за нарушенных обещаний или неверности.

Родителям также необходимо знать, как воспитывать своих детей в доверии и в зависимости, и руководителю на производстве необходимо знать, как развивать ответственность в своих подчиненных.

Ниже приведены некоторые мысли, как все это начать, сначала развивая нашу способность доверять другим и в то же самое время поощрять возрастание надежности в людях, которым мы доверяем, и, во-вторых, развивать свою собственную надежность, чтобы люди с большей открытостью могли доверять нам.

Как строить доверие

Построение доверия к себе в другом человеке и построение их надежности

1. Помните, что вам придется рисковать; доверие без цены не бывает. Цена доверия, как мы уже видели, это определенная уязвимость, которая приведет к ранам если мы позволим всем последствиям уйти из-под нашего контроля и вверим в руки другого человека.

Иногда мы говорим, что доверие необходимо заработать и это верно, но это также верно, что я не могу доказать, что достоин доверия до тех пор, пока кто-то не рискнет довериться мне. В притче о талантах, в Луки 19, у рабов был шанс доказать их верность только потому, что господин сначала рискнул доверить им свои деньги.

2. Доверяя кому-либо, играйте на их силе, а не на их слабостях, то есть, доверьте им делать то, что они способны, в чем они больше преуспевают. Это очень важно по отношению к детям и вновь поступившим на работу подчиненным, и это также уменьшает риск неудачи. Также необходимо, чтобы наши шаги в доверии другим начались с самого начала.

3. Будьте быстры на похвалу за сделанное и выражайте свое доверие. Когда тебе доверяют — это честь сама по себе, и мнение о себе, как о человеке, заслуживающем доверия — это само по себе награда. «Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего»15.

Таким же образом наша способность доверять растет с исповеданием нашей веры — «Я могу тебе доверять». Здесь также, как и всегда, вера и исповедание идут вместе16.

4. Развивайте верность и надежность в своем собственном характере. Люди, и особенно дети, учатся планировать. Они высоко оценивают надежность и сами стараются быть надежными, но только тогда, когда они видят ее постоянно в тех, кто окружает их и кто является их примером, в особенности родители, лидеры и другие объекты их почитания.

5. Будьте уверены, что успех будет вознагражден большей ответственностью, но помните также, начиная с малых шагов, идти к большему. Это должно стать правилом — шаг за шагом, немного здесь, немного там». Будьте терпеливы, помните, что вы выстраиваете доверие, а не проверяете его границы; не замахивайтесь сразу слишком широко, ни на свои способности, ни на способности другого человека доверять.

6. Если человек подвел вас, дайте ему еще один шанс.

Вернитесь туда, где они преуспели в прошлый раз и начните сначала. И будьте очень осторожны в высказываниях, вроде: «Я доверял тебе и ты меня подвел». Доверие настолько хрупко вначале, что если вы скажете человеку, что вы не доверяете ему, пройдет очень много времени, пока он сможет поверить, что ему вообще можно доверять и что вы снова сможете доверять ему.

7. Не смешивайте понятия доверия кому-либо и их испытания или проверки. В определенных случаях необходимо испытывать человека, но это не то же самое, что доверие. Если мой начальник говорит мне: «Я испытаю тебя, чтобы убедиться, можешь ли ты выполнить эту работу», — и у меня не получится, то я приду к выводу, что я не способен выполнять эту работу. Но если он говорит: «Я доверяю тебе исполнить эту работу», — и у меня не получится, то это вопрос не просто моих способностей, но вопрос моих надежностей как человека.

8. Никогда не говорите кому-нибудь: «Я доверял тебе и ты меня подвел», — если они не знали ранее, что им доверили нечто ценное, и если они сознательно не приняли эту ответственность.

Вера людей в нашу надежность

Надежность строится очень непредсказуемыми путями, не пользуясь декорациями и украшениями, поэтому это более трудно для одних людей, чем для других в зависимости от их темперамента и характера, не потому что это тяжело, а потому, что это не так привлекательно. Здесь вам необходимо сделать следующее:

1. Созидайте климат доверчивости, надежности и зависимости, например:

(а) Будьте достойны доверия и внимательны к своей ответственности, исполняя свои задачи или обязательства.

(б) Будьте верны и точны в исполнении обещаний, даже когда это неудобно, или позабыто, или вам это будет дорого стоить.

(в) Будьте постоянны, действуйте на основании принципов, а не на основании вашего настроения или побуждения.

(г) Будьте очень обязательны в сохранении чужой тайны, но никогда не обещайте хранить дело в тайне до тех пор, пока не будете знать сначала деталей.

2. Будьте честны, говорите всю правду, а не только часть ее, и делитесь своими чувствами также, как своими мыслями. Убедитесь, что вы рассказываете все таким образом, как оно есть на самом деле, и вы не строите тайных планов или скрытых намерений.

3. Работайте над своим собственным характером. Помните, что кризисная обстановка не созидает характер, она только показывает черты характера, которые уже были заложены.

(а) Познавайте себя и слабости, которые вы имеете, чтобы хранить себя или поддерживать себя.

(б) Не позволяйте себе выбирать легкий путь. Правильный путь обычно более тяжелый.

(в) Никогда не идите на компромисс со своими принципами под давлением или ради удобства.

S. Будьте оптимистом и исключите всякие жалобы и ропот в плохие времена, а также не впадайте в самосожаление, когда дела обстоят плохо. Это сверхтрудно — иметь уверенность в ком-либо, кто всегда жалеет самого себя.

Доверие и руководство

Доверие — главный элемент во взаимоотношениях между людьми и их лидерами. Люди должны доверять своим лидерам и лидеры должны доверять своим людям, что тоже немаловажно. Большая ответственность во взаимоотношениях лежит на лидерах. Лидеры — это те, кто решает, что должно быть сделано, когда это должно быть сделано и кто должен сделать это. Они используют силу. Кроме того, они имеют доступ к большему количеству информации, чем кто-либо другой, а знание — тоже сила. Итак, они обладают большей силой, чем кто-либо другой. Поэтому положение лидера называется положением доверия.

Очень важно понять это, потому что если лидер терпит неудачу в том, как он выполняет обязанности лидера, или если он оступается морально в своей личной жизни, происходит крушение доверия. Не многие христианские лидеры признают это. Иногда слышится плачь: «Почему со мной обошлись иначе, чем с другими людьми, которые тоже допустили эти моральные ошибки». Пока речь идет о моральной ошибке, будь то блудодеяние, ложь или нечестность в финансах, простой ответ состоит в том, что с ними не должны обходиться по-другому, чем с кем-либо другим. Но здесь задействовано кое-что еще, что не задействовано в случае с людьми, не стоящими у руководства. Это крушение доверия. Этот вопрос нужно рассмотреть отдельно. Восстановление не является полным, пока доверие также не восстановится.

Когда мы говорим о людях, доверяющих своим лидерам, мы должны задать вопрос: чему же конкретно они доверяют? Иными словами, какая конкретная область доверия задействована, когда я доверяюсь кому-то, как своему лидеру?

Во-первых, я доверяю его суждению. Я полагаюсь на него в том, что у него правильные цели, и что он определил цели правильно. Работа лидера связана с будущим;

«главенство», принадлежащее главе, как это верно указывает Роберт Гринлиф, состоит в том, что он лучше других в деле определения направления, лучше разбирается в еще не наступившем будущем. Сейчас я не могу видеть так ясно, как видит лидер. Если бы я мог, я был бы лидером. Поэтому я должен во многом полагаться на его суждение и его мнение о возможностях, лежащих в будущем. Вот почему всегда труднее доверять непроверенному или неопытному лидеру, у которого нет послужного списка. Возможности, суждения и способности опытного лидера более известны; теперь необходимо решить, желаю ли я довериться ему и насколько.

Сами лидеры должны осознавать, какого посвящения они требуют от своих людей, и какой требуется шаг веры. Доверие, как мы увидели, делает меня уязвимым, потому что я передал часть своей судьбы кому-то другому, и если это крупное посвящение, неудача человека, которому я доверился, предаст мне много неуверенностей и страха. Страх почти всегда ведет ко гневу, потому что гнев — это аварийная эмоция, чье предназначение состоит в том, чтобы укрепить нас для противостояния угрозе или опасности. Так как лидер был тем человеком, чья неудача создала угрозу моей безопасности, неудивительно, если он также станет объектом моего гнева. Крушение доверия к руководству всегда создает очень накаленную эмоциональную обстановку, но гнев, если он задействован, не является совершенно недостойной и незаслуженной реакцией, чем его иногда считают лидеры.

Во-вторых, люди должны доверять благочестию лидера, то есть его честности и верности. Я получил очень важный урок об этом в середине шестидесятых, когда мы участвовали в первых шагах харизматического пробуждения среди римских католиков в Новой Зеландии. Возлюбленные святые, собиравшиеся на этих первых молитвенных собраниях, знали так мало, они верили всему, что я говорил им. Я думаю, некоторое время они смотрели на меня почти как на кого-то вроде неофициального кардинала, что очень льстило и было очень опасно. Затем однажды я сказал им то, что, как я действительно думал, было от Бога; потом, на протяжении следующей недели, я обнаружил, что это было абсолютно не так. Поверьте, я провел пару бессонных ночей. Я думал: «Если я скажу им, что произошло, они больше никогда мне не поверят». Но я не смог вывернуться, и следующий раз, когда мы снова встретились, я взял быка за рога. Я сказал: «На прошлой неделе я сказал вам то-то и то-то, и я думал, что это действительно от Бога. Дело в том, что это была совершенная ошибка, я просто был неправ, я дал вам плохой совет».

Начиная с этого момента, как я обнаружил, они начали по-настоящему доверять мне. Люди не требуют от своих лидеров непогрешимости (иногда лидеры думают, что они должны быть непогрешимыми), но они требуют от них честности. Люди последуют за лидером практически везде при условии, что они будут уверены, что если лидер поведет по неправильному пути и обнаружит это, он признает свою ошибку и поведет их обратно на безопасную тропу. Ошибка при руководстве может дорого стоить, но ошибиться и затем попытаться оправдываться — фатально. Это оставляет лидера открытым для настоящего обмана и обольщения.

В-третьих, люди должны доверять настойчивости лидера, то есть тому, что он будет держаться, даже когда дела идут плохо. Лидер ответственен за то, чтобы сохранить группу на колее, направленной к цели, даже если кто-то другой готов прекратить все, как бесполезные усилия. Любой может вести, когда все в порядке: энтузиазм и надежда на подъеме. Именно когда вдали вырисовывается возможность краха и видимость ухудшается, вступает в дело настоящий характер лидера. Хочет ли она, чтобы ее имя связывали только с успехом? Если это так, то она более озабочена своей репутацией, чем достижением цели. Лучше ли для него убежать с тонущего корабля, чем испортить свой послужной список неудачей? Если у последователей есть такое серьезное подозрение, то вряд ли они останутся с лидером в трудные времена.

Таким образом, критерии доверия сводятся к двум пунктам: первый — способности, второй — характер. Из них характер важнее. Не очень многие ошибки фатальны. Некомпетентность в деле руководства вредна, но если лидер желает учиться, большая часть этого со временем может быть побеждена. Характер важнее, недостатки характера могут быть фатальны. Даже неспособность учиться на ошибках скорее проистекает из недостатка характера, чем из недостатка способностей. Но характер не развивается и не изменяется мгновенно. Кризисы не создают характер, они только освящают уже существующий характер. Поэтому доверие зависит как от моего знания характера данного человека, так и от моей уверенности в его способностях. Его способности могут уверять меня, что в данной ситуации он будет знать, что нужно сделать, но только его характер придаст мне уверенность, что он на самом деле сделает то, что считает правильным.

Не только людям нужно доверять своим лидерам, лидеры должны доверять своим людям. Из своего опыта я знаю, что лидеры, в основном, не делают этого настолько хорошо, как их люди, вот почему очень часто трудно вести лидеров. В основном, лидеры не обладают большой уверенностью в людях, которых они ведут. Когда бы я не обнаруживал в любой организации, включая Церкви, что лидеры оставили за собой право последнего решения, резерв силы на случай, если что-то будет не так, я подозреваю, что корень этого в том, что у них только условное или ограниченное доверие к своим людям. Они не имеют права жаловаться, если доверие людей к ним тоже условное.

Примечания

1. Римлянам 4:20-21

2. Евреям 11:1

3. Иакова 2:26

4. Исайя 43:19

5. Римлянам 4:3

6. 1 Коринфянам 4:2

7. Псалом 26:3

8. 2 Коринфянам 7:4

9. Притчи 31:10-11

10. Псалом 40:10 И. Евреям 13:5

12. Луки 19:16-17

13. Евреям 6:13-19

14. Притчи.12:17

15. Матфея 25:21

16. Римлянам 10:8-9

17. Исайя 28:10

Категория: Том Маршалл | 19.11.2007
Просмотров: 4713 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/1 |
Всего комментариев: 0
avatar
Залогиньтесь
Поиск
Новости отовсюду
Статистика






Copyright MyCorp © 2017 Сайт управляется системой uCoz