Понедельник, 19.08.2019, 16:55
  Фарисеевка...аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидите в Царствие Небесноe...
Меню сайта
История Церкви
Свящ. Г.С.Петров [7]
Запросы современной церкви (1905 г.)
Д.И.Багалей [12]
История города Харькова. Церковь и духовенство
По пути возрождения [13]
Материалы СЦ ЕХБ
Свящ. К.Смирнов [7]
Письмо Патриарху Тихону
А.Левитин–Краснов, В.Шавров [3]
Очерки по истории русской церковной смуты
Да будут все едино [16]
"Низовой" экуменизм. Или попросту братолюбие.
Оливье Клеман [43]
Беседы с патриархом Афинагором
Сегодня
Чтения от Библия-центр

Богослужебные указания
Голосование
Каким библейским компьютерным программам Вы отдаете предпочтение в работе?
Всего ответов: 2330
Друзья сайта

Библиотека святоотеческой литературы

Marco Binetti. Теология, филология, латинский язык.







Библиотека Якова Кротова



Богословский клуб Эсхатос

Главная » Статьи » История Церкви » Да будут все едино

"Призыв": Смирись и дерзай
I

Мы, христиане-экумены, молимся всехристианской молитвой, мы исповедуем общехристианский символ веры, но мы допускаем большую свободу и терпимость в вопросе выбора верующими своих сакраментально-литургических обязанностей перед Богом, стараясь "служить друг другу каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией" (1Петр 4, 10).
Мы можем объединяться в общины, но мы раз и навсегда отказываемся от раскольнического обособления, признавая раздробленность Вселенской Церкви лишь как внешнюю необходимость при стремлении к внутреннему единству.
Мы с уважением относимся к богослужению всех церквей и охотно, если есть возможность, участвуем в нем. Приходящие к нам христиане сами решают степень своей вовлеченности в религиозную жизнь экуменов.
Жаждущим у нас доступно крещение и причащение. Мы не отлучаем уходящих от нас братьев и сестер, а молимся за них, чтобы все перемены в их судьбе пошли на пользу им, во славу Господа.
Мы не создаем новую церковь, мы хотим быть миротворцами в "доброй, старой" Церкви Христовой, "которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем" (Еф 1, 23).
А вот как созревали наши убеждения. "В главном единство, во второстепенном свобода и во всем любовь". Эти слова блаженного Августина еще раз напомнили нам, что сила проповедей не в их новизне или оригинальности, но в их злободневности.
Как относятся христиане к единству, к свободе, к любви? "Естественно, хорошо", — скажете вы. Но в жизни, увы, это бывает не всегда так.
Нет слова, вмещающего в себе все эти стремления. Такого слова нет, но наименование движения, пытающегося взаимно связать подобные поиски, может заменить искомое понятие.
Движение это называется — экуменизм, то есть "Вселенная". В нем перед нами в наш спорящий век вырастает удивительный образ тайны единства в многообразии. С первых же шагов экумены отбрасывают идею собственной исключительности, помня, что "Бог нелицеприятен", а Его "народ избранный" рассеян по всему свету.
Попытаемся лучше понять, что для нас является тем фундаментом, без признания которого мы не можем согласиться с другими, называющими себя христианами, но, разумеется, и не анафемствовать.
И мы скоро увидим, что это не форма креста на храме, не вопрос о субботе, не проблема "филиокве". Кредо не бывает многословным. Оно сосредоточено в одном — в Христе, воплощенном Сыне Божием и истинном Сыне Человеческом, взявшем на Себя грех мира, указывающем блудным сынам и дочерям путь возвращения к Небесному Отцу и желающем от нас воплощения Его заповеди любви, в которой весь закон и пророки.
Божие милосердие не знает границ, и Спаситель дарует нам жизнь вечную "за" одно уверование в Имя Его. Распятый молится даже за палачей Своих, "ибо не знают, что делают..."
Но как истинный христианин согласится даром принимать такое? Он, конечно, не рассуждает по законам купли-продажи, мол, если Ты мне, то и я Тебе. От такого понимания недалеко и до принципа "око за око". Наша благодарность — добровольная, сыновняя. В этом-то величие как шедшего на Голгофу, так и несущих за Ним свой крест.
Они стараются не забывать, что "пока мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем" (1Kop 13,9).
Вспомним, как апостол Павел защищал "вольнодумство". "Это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как я, но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе". И как скромно чуть дальше выражает надежду: "думаю, и я имею Духа Божия". "А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни Церкви Божий", ибо "надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Kop 7, 6-7; 11,16, 19). Притом, заметьте, здесь не кроется лазейка для бездумного соглашательства или циничной всеядности. Тут только отповедь словоблудам и обскурантам. Нельзя соглашаться с сектантством, безнравственностью, нераскаянностью.
Но великая трагедия наша в том, что внедрение христианской идеи иногда было важнее, чем благо людей. В жертву приносилось все, "кроме Христа", кроме Того, Кто пожертвовал Собой ради других. Так (в лучшем случае, сами того не ведая) "правоверные" мракобесы предавали его во имя Его.
Сравним славное житие Франциска Ассизского и историю инквизиции. И не будем забывать, что они исповедовали один символ веры. И тем не менее, будем воспевать "святую кафолическую Церковь и общение святых". "Ибо что же? Если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?" (Рим 3,3).
А каков был Иона, которого, несмотря на непослушание, Бог пожалел? Потом Он простил грешному, но раскаявшемуся народу. И вместо того, чтобы обрадоваться ликующей толпе, Иона-пророк раздражен, так как считал, что по законам справедливости еще сорок дней и Ниневия будет разрушена. Ведь так говорить ему повелел сам Господь, и народ поверил словам этим. Иону раздражает "беспринципность" Божия, Иона выше всего ставит справедливость и суд. Но бывают случаи, когда справедливость "слишком" справедлива, когда она беспристрастно забывает о слабом человеке, упавшем в бушующем море жизни.
Как? — вправе спросить читатель, — ведь он сам только что вырвался из чрева кита!
Да, милые братья и сестры, очень и даже очень часто мы поступаем подобно нашему злополучному герою. Угроза нам приобретает вселенские размеры, а плач и вопль о помощи другого — совсем иное дело...
Мы становимся невозмутимо объективными и неспособными поменяться местами со страдальцем, а ведь и мы чудом избежали судьбы Ионы. Завтра же сила, превышающая нашу, может послать нам подобное испытание. Будем ли мы и тогда требовать от людей и Бога одно лишь справедливое отношение к нашим грехам, слабостям, недомоганиям?
Пусть погибнет мир, лишь бы свершилась справедливость -твердит печально знаменитое изречение. Но не укорим ли мы в бесчувственности и бездушии философствующих так над омутом, в который, пусть и заслуженно, мы попали?
Ведь если Бог был бы только справедливым и судил бы без всякой снисходительности и милости, мы давно уже заслужили бы смертную казнь (Пс 129, 3-4; 142, 2).
Павел не говорит о том, что любовь справедлива, а говорит, что она милосердна, долготерпелива. Да, Ионе открылся Божий замысел, он узнал законы, их исполнение и возмездие. Но его холодный ум споткнулся на совсем "маленьком камешке". Ему осталась не доступной "непоследовательность" сердечной мудрости.
Но что простительно Ионе, недопустимо для нас, христиан, ибо в этом вся суть Евангелия. В христианстве догмат, а тем паче обряд, никогда не может стать выше милосердия, ибо Любовь есть Бог, источник и главный догмат всей нашей догматики. "Милость превозносится над судом" (Иак 2, 13).
Для христианина мириться с существующими нуждами мира* — значит быть виновным в практической ереси! Необходимо всегда задаваться вопросом вопросов: что будет, если я выберу то или иное? Что изменится, если я усомнюсь в непогрешимости папы? Что случится, если я откажу в милосердии голодающему? Что богоугодней, пойти к жертвеннику или примириться с братом?
"Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне" (Ин 5,39) .
Они свидетельствуют, что все точки зрения и догматическое своеобразие библейских писателей единодушно умолкают перед священным Крестом, "а во Христе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью" (Гал 5, 6), "чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову" (Еф 3, 18-19) .
Павел, как бы предвидя дни экуменизма, указывает на христианскую любовь как основу для прихода к общему знаменателю. "Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью... доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимоскрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви" (Еф 4, 1-2; 13-16). Порой ему кажется, что "о братолюбии нет нужды писать к вам, ибо вы сами научены Богом любить друг друга" (1Фес 4,9). Дай, Бог, чтобы это было так!
И это относится ко всем нам, дорогие католики, православные, протестанты, ибо "вы — боги и сыны Всевышнего — все вы" (Пс 81,6).
А "что есть истина"? Не только Пилат, но и наш век судорожно задается этим вопросом. И ищет ответа везде, только не в откровении, уповает на все, кроме Божией помощи. Но в прекраснодушном стремлении понять все, в исследовании природы и твари, в анализе и синтезе фактов и процессов, и диалектике и логике — нет полного удовлетворения жажды духа. Мы хотим пить, а получаем "ашдвао".
Тайна и смысл всего одним человеческим разумом непостижимы, и так ли и то ли мы ищем? Философствовать — значит искать то, чего не терял, и не находить.
"Быть или не быть" — вопрос не философский, а религиозный. И беда не в том, что головы людей не в порядке, а в том, что сердца их не в гармонии с бытием. Ибо жизнь и блаженство не там, где познание мира, а там, где спасение. "Во многой мудрости много печали" (Еккл 1, 33).
"Начало премудрости — страх Господень" (Притчи 1,7). Химики шутят, что они не умирают, а перестают реагировать. Но попробуйте, скажите это матери, рыдающей над трупом сына. И опять на помощь спешит лишь одна — полная сострадания — Любовь, сестра наша и в горе, и в радости, так как она "никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится" (1Кор 13,8). У Иоанна Богослова "любовь и истина" всегда рядом, всегда взаимосвязаны. А вся доступная нам полнота любви дана в смирении и примирении с неисповедимыми и порой столь горькими для нас путями Господними.
Недаром именно миротворцы названы "сынами Божиими", то есть теми, кто особо породнился с Ним, теми, кто рожден свыше (Мтф 5,9 и 43-48).
Истина есть Христос — великий примиритель, Царь миротворцев (2Кор 5, 17-20).

II

Рассматривая вопрос единства Церкви, нельзя не упомянуть раннехристианского церковного деятеля и писателя, апостольского ученика Игнатия Богоносца. Его сочинения правда, не вошли в Канон Святого Писания, но это о нем по сказанию, как образце Небесного Наследника, говорят строки Ев. Матф. 18гл., ст. 1-5. У Игнатия все подчинен единой Церкви.
"Я делал свое дело как человек, предназначенный к единению", - пишет он в послании к филадельфийцам. Из семи сохранившихся до наших дней посланий почти во всех речь главным образом, идет о благости единства и мира. Даже наказ по возможности подчиняться епископам, пресвитерам и дьяконам служит лишь тому, чтобы в то страшное время гонений выстоять и выдержать "всякое насилие князя век; сего и, избежавши его, приблизиться к Богу" (К магнезийцам)
Напоминая об обязанностях и высоком долге служителе! Церкви, он никогда не забывает, что "хороши священники но превосходнее Первосвященник,.., Которому одному вверены тайны Божий. Он есть дверь к Отцу..." (К филадельфийцам).
Настаивая на единстве верующих и церковной дисциплине, которую он поэтически сравнивает с согласным хором, прославляющим Бога, Игнатий в то же время чужд всякой нетерпимости к инакомыслящим, против любого сектантства. Совет избегать ересь и лжеучения не должен приводить к вражде с неверующими и заблудшими. "Но и о других людях молитесь непрестанно. Ибо есть им надежда покаяния, чтобы придти к Богу. Дайте им научиться, по крайней мере, из дел ваших Против гнева их будьте кротки, против их велеречия - смиренномудренны, их злословию противопоставляйте молитвы, их заблуждениям - твердость в вере. Против их грубости будьте тихи. Не будем подражать им — напротив, своею снисходительностью покажем себя братьями их, постараемся быть подражателями Господу. Пусть кто-нибудь более потерпит неправду, понесет убыток, подвергнется унижению, только бы не нашлось в вас какого-либо плевела диавольского.но все вы во всякой чистоте и целомудрии пребывали в Иисусе Христе телесно и духовно" (К ефесянам).
Значение Игнатия как святого мученика и его вклад в первобытный экуменизм не забыты.
После раскола 1054 года между Западной и Восточной Церквами и Реформации в 16 веке, выделившей протестантов в третье течение христианства, жажда единства не пропала.
Но, как правило, при решении этой проблемы на первый план выступали тактические уловки и политические компромиссы. И если иногда и раздавались голоса мудрые, а не только расчетливые, то они терялись в анафемах пап, епископов, вождей, отстаивавших нетерпимые к другим взгляды...
До XVIII века говорить об искреннем и чисто духовном стремлении отдельных церквей и деноминаций к миру во Христе без исторических натяжек и модернизации тезисов, внешне похожих на проповедь единого Евангелия, трудно. Недаром все эти затеи так скоро и плачевно сходили со сцены истории, не улучшая, а подчас и ухудшая положение, умножая подозрительность, доходящую до ненависти и кровопролития.
Отдельные элементы, характерные для полноценного экуменического движения (поиски унии или экуменизации мира, требования религиозной свободы или либерализации мира и миссионерская деятельность или евангелизация мира), и первые слились воедино в богослужениях так называемых гернгутеров, в деяниях их вождя графа Цинцендорфа.
В этих молитвенных собраниях находили убежище религиозные надежды и лютеран, и реформатов, и моравских братьев. Известные до сих пор унионистские стремления, навязываемые сверху официально, принудительно - пугали иногда своей формальностью и искусственностью.
"Но любовь помилованного грешника к Спасителю одинаково распространена во всех вероисповеданиях и пред этой истинной солью Церкви должны отступить все различия в учении", - думал Цинцендорф. И в этом один из секретов успеха объединений гернгутеров.
Не размах деятельности и не эхо их песен (весьма скромно по масштабам наших дней), но новый дух, рожденный тогда, символизирует тот век (обычно называемый веком Просвещения и безбожия).
Цинцендорф доказал, что единство возможно не только в голове гениального мыслителя, но и наяву, в сердцах многих. Это был эпизод и в то же время принципиальный поворот в летописи христианства.
Ведь когда корабли миссионеров и книгоноши Библейских обществ отправлялись в далекие края, не только туземцы стали понимать, что отсутствие согласия подрывало силу проповеди и свидетельства.
Как же убеждать язычников и новообращенных в свете единства учения и дел новозаветной Церкви, если факты говорили о множестве "церквей", подчас даже воюющих между собой?
Проблема единства стала проблемой истинности церкви.
И вот для этих сугубо практических нужд на полях евангелизации Азии и Африки, в лоне Церкви Европы и Америки со второй половины XIX века верующие устремились друг к другу для рукопожатия. Но не только прагматический дух руководил ими, как это раньше случалось с униатами. Голубиная простота и змеиная мудрость в экуменизме нашли свое слияние.
Само слово "экуменический" можно неоднократно найти в греческом переводе Ветхого Завета, в Новом Завете и в христианской литературе первых веков. "И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей ойкумене, во свидетельство всем народам, и тогда придет конец", — пророчествовал Иисус (Мтф 24, 14).
В Церкви экуменическими (вселенскими) соборами называли те, в которых участвовали представители из всех областей Римской Империи (таких, по убеждениям православных и протестантов, было семь: 2 Никейских (325, 787 гт.), Ефесский (431) и Халкидонский (451), 3 Константинопольских (381, 553, 680 гг.).
В новое время слово "экуменический" стали употреблять в случаях, когда дело касалось всех живущих на земле христиан. В этом смысле впервые в 1900 г. международную миссионерскую конференцию в Нью-Йорке назвали экуменической.
Христиане различных стран, различных церквей, протестантских и англиканских, вслед за гернгутерами, методистами и баптистом Кэри, основавшем знаменитое Миссионерское общество (1792 г.),- почувствовали тягу к созданию "центра", способного объединить усилия одиночек и отдельных товариществ.
Лондонское Миссионерское общество (родившееся в 1795 г.) было первой такой попыткой интерконфессионального характера. В него входили конгрегационалисты, пресвитериане, методисты и епископалы. Этому примеру вскоре последовали и другие.
Через полвека (1846 г.) в Лондоне начал работу Всемирный союз евангелистов, состоявший из представителей 52 церквей Европы и Северной Америки.
Это была первая международная межцерковная организация подобного рода.
Наряду с повышением миссионерской активности ощущалось зло обособления церквей. Молитва, хлебопреломление, вероисповедание, труд в винограднике Божьем .— все было раздельным. И вот дошло до робких попыток празднования общих вечерей Господних.
Тем временем широко распространились разнообразные всемирные организации: Христианский союз молодых людей (YMCA, основанный в 1855 г. Его выдающимся деятелем был знаменитый евангелист Муди), Союз воскресных школ (1889 г.), переименованный в 1922 г. в Совет религиозного воспитания, Христианский союз девушек (1893), "Христианское решение " (1894 г.). Каждый член этой организации обещал заботиться о больных, престарелых и опустившихся. Союз христианских студентов (1895 г.). В нем активно участвовал Муди, а основал Джон Мотт, с которым мы еще не раз встретимся в истории экуменизма, человек, исколесивший весь мир ради Христа, побывавший в России (1909 г.), с огромным успехом выступавший перед членами студенческих евангельских кружков, а также представителями православной церкви. Союз проповедовал "Иисуса Христа высшим авторитетом".
По существу экуменической является и Армия Спасения (1878 г.) - современные духовные крестоносцы, не боящиеся никаких трудностей, не брезгающие протянуть руку помощи никому (Тим 2,4; Деян 10,28).
Ожила и близость между собратьями одной церкви в разных странах.
С 1867 года созываются съезды англиканских епископов ("Ламбертские конференции"), основана Всегерманская Лютеранская Конференция (1868 г.), после 1947 года переименованная во Всемирный Совет Лютеран; Союз Церквей Реформатов-пресвитериан (1877 г.), Экуменическая конференция методистов (1881 г.) .Международный Совет Конгрегациональных церквей (1891 г.)., Всемирный Союз Баптистов (1905 г.), Всемирное объединение протестантских церквей (1924 г.) и многие другие...
Все эти тенденции повлияли на идею созвать всехристианскую международную миссионерскую конференцию. Она состоялась в 1910 году в Эдинбурге. В ней участвовали 1355 делегатов. Один из них впоследствии сказал: история христианства не знает такого форума, как Эдинбургский. Удивительным было многообразие его участников, еще более удивительным — их единство.
Даже римско-католические богословы, тогда еще скептически относящиеся к экуменизму, признавали, что без этой конференции начавшиеся новые веяния и обновление христианской Церкви было бы невозможным, как и создание в будущем Всемирного Совета Церквей (ВСЦ).
Подготовил и блестяще провел эту встречу Мотт, еще в 1900 году бросивший клич: Евангелизация мира в этом поколении!
Избегались любые догматические и экклезиологические разногласия, могущие повредить духу братания, но в то же время напоминалось об ответственности Церкви перед миром. Результатом этой конференции было избрание Постоянного Комитета с Моттом во главе, просуществовавшего 11 лет, а в 1921 году превратившегося во Всемирный миссионерский совет, который, в свою очередь, в 1961 году полностью влился в ВСЦ (на ассамблее в Нью-Дели).
Эдинбургская конференция замечательна не только сплочением миссионеров различных церквей в единую семью, но и тем, что на ней епископ Епископальной церкви США Чарльз Брент выступил с призывом создавать единую "универсальную церковь".
Эта идея продолжала развиваться в трех направлениях, опять соединившихся в деятельности ВСЦ.

III

Итак, Эдинбург 1910 завершает первый большой этап экуменического движения.
Одним из порожденных духом Эдинбурга течений было движение за мир.
В связи с угрозой войны в Констанце (1914) собрался Всемирный Альянс для развития международной дружбы через церковь. Но по иронии судьбы в эти же дни началась первая мировая война.
По инициативе квакеров Ходкина и Зигмунда-Шульце был срочно создан Союз Единения, много сделавший для помощи военнопленным и беженцам. В этот союз входило 9 европейских стран и США.
После войны в Оуд Вассенаре (1919) глава Шведской Лютеранской Церкви Натан Седерблом предложил создать "экуменический совет для рассмотрения практических задач, стоящих перед церковью". Такой совет был создан в виде небольшого комитета, занимавшегося проблемами церковных обязанностей в отношении человечества, а также вопросами социальных, моральных и международных взаимоотношений.
В 1928 году состоялась большая конференция, обсуждавшая всеобщий мир и разоружение. Эта ветвь экуменизма явилась предтечей Христианской Мирной Конференции, плодотворно действующей и в наши дни.
Другой ветвью экуменизма было так называемое "стокгольмское движение".
В 1925 году в Стокгольме состоялась Всемирная конференция по вопросам жизни и деятельности Церкви, наметившая пиан действий до тех пор, пока церкви будут выяснять догматические разногласия. Руководителем этого "практического христианства" был известный уже нам Седерблом. Более 600 делегатов 93 церквей из 37 стран, включая представителей православных церквей, принялись за обсуждение и воплощение поставленных задач. В связи с 1600-летием первого Никейского собора стокгольмскую встречу назвали "Никеей этики".
Следует отметить, что на этой конференции выявились дне различные точки зрения: представители Германии считали, что обязанностью церкви является только проповедь Евангелия и дела милосердия, американцы же доказывали, что необходимо также внедрить христианские принципы в экономическую и политическую сферы жизни. В конце концов в Воззвании конференции нашли отражение оба мнения.
Вторая конференция по вопросам жизни и деятельности церкви состоялась в Оксфорде (1937) . В ней приняли участие меньше делегатов (425), чем в Стокгольме, но зато богаче были представлены церкви (119) и страны (40). Главным действующим лицом конференции был Джозеф Олдхем.
Собравшиеся осудили всякую войну и призвали церкви к развитию мирного сотрудничества между народами. Они рассмотрели всесторонне также общественные и экономические проблемы и христианское отношение к ним. В итоговой резолюции церкви объявили о своей "зависимости от Бога и Господа Иисуса Христа" и предупреждали, что "Церковь должна быть Церковью".
В то время это были очень смелые и нужные шаги, так как мировое мракобесие во главе с фашизмом готовилось к наступлению. Еще до Оксфорда в Германии раздавались голоса, что намечаемая конференция, мол, не способна дать положительных результатов. Ведь в ней "восторжествует либерально-демократическое мировоззрение, борющееся за свои "свободы", принесшие народам только горе и гибель, не способное и впредь оценить серьезные намерения тоталитарных государств", — писал идеолог национал-социализма Альфред Розенберг. Нацисты не разрешили церквам Германии участвовать в конференции. Пастор Мартин Нимеллер и другие немецкие делегаты были брошены в тюрьму.
Ведь до этого, в 1934 году, экуменическое движение вы! ступило в поддержку антинацистской Конфессиональной церкви Германии, противницы так называемых "немецких христиан''' (сотрудничающих с властями).
После того, как была выслушана речь специально присланного правительством делегата от рейха — епископа Мюллера, конференция приняла резолюцию, решительно выступая против авторитарного управления церковью, против использования методов давления, принуждения и насилия над совестью. Было также направлено послание с выражением сочувствия и солидарности истинной церкви Германии.
Богословскими загадками занималось третье ответвление экуменизма, "лозаннское движение", или "Вера и устройство". В 1910 году по инициативе Брента была создана комиссия для подготовки Всемирной конференции по вопросам веры и церковного устройства. Эта конференция была созвана лишь в 1927 году (Лозанна). Участие в ней приняло 394 делегата из 108 церквей.
Были достигнуты два важных соглашения: по вопросам веры — считать Апостольский и Никейский символы выражением убеждений всех христианских церквей, и по вопросам устройства церкви — каждая из трех систем управления (епископальная, пресвитерианская, конгрегационалистская) имеет свои преимущества и поэтому все они должны иметь свое место в будущей Объединенной Церкви.
Конференция (наподобие Эдинбургской и Стокгольмской) не прекратила свою работу после того, как разъехались делегаты. Был избран Постоянный комитет из 100 членов во главе с Брентом. Он подготовил вторую конференцию (Эдинбург, 1937). После ухода Брента в вечность (1929), его место занял Архиепископ Йоркский Вильям Темпл, впоследствии ставший Архиепископом Кентерберийским.
В Эдинбургском совещании участвовало 414 делегатов от 122 церквей в 43 странах.
Среди участников была и делегация молодежи (43 человека). Представители Германии не получили разрешения от гитлеровского правительства на участие в этой конференции. По вопросам веры оказалось больше согласия, чем по вопросам церковного устройства. Об апостольской преемственности и « мнительном значении таинств мнения разошлись. Все выражали горячее желание, чтобы дни разъединения церквей были, но милости Божьей, сокращены и была достигнута, силою Духа Святого, полнота единства.
Параллельная работа "миротворцев", 'практиков" и "теоретиков" все более расширялась и сближалась. Стала явной необходимость более тесных совместных действий.
Крупный шаг в этом направлении был сделан в 1933 году, когда Темпл пригласил к себе в Йорк 10 человек, представителей Всемирного Миссионерского Совета, Движения по вопросам веры и устройства Церкви, Альянса для развития международной дружбы через церкви и Христианских ассоциаций молодежи. Эта группа названа консультативным комитетом и должна собираться и в дальнейшем по мере необходимости. Она стала зародышем ВСЦ.
В 1937 году Комитет созвал в Лондоне расширенное совещание для обсуждения будущего всего экуменического движения и подготовки резолюции о слиянии главных, существующих пока отдельно, групп экуменистов.
Эдинбургская ("Вера и устройство") и Оксфордская ("Жизнь и деятельность") конференции (обе — 1937 г.) приняли предложенную им на рассмотрение резолюцию и выделили каждая по 7 человек для выработки основ будущего Всемирною Совета Церквей. Эти 14 образовали Учредительный Комитет и, кооптировав в свой состав значительное количество выдающихся деятелей мирового экуменизма, собрались в количестве 75 человек в Утрехте (1938), где под руководством Темпла, Мотта и Виллема Виссерт-Хуфта разработали проект устава ВСЦ, который был потом разослан всем церквам. Была установлена дата первой Всемирной Ассамблеи Церквей — август 1941...
Но война и на сей раз перечеркнула планы миротворцев. Но, как и в годы первой мировой войны, они не сидели сложа руки. Издавалась массовым тиражом Библия, организовывалась помощь беженцам, выделялись фонды для спасения граждан "неарийского происхождения". Несмотря на препятствия, Генеральный секретарь Временного Комитета Виссерт-Хуфт продолжал координацию действий различных церквей.
Но лишь по окончании войны, в 1948 году в Амстердаме мечта о создании ВСЦ сбылась. 351 официальный делегат (147 церквей из 44 стран) и более 1000 гостей присутствовали при рождении ВСЦ и утверждении его устава, "Разделение мира и Божий план спасения" — вот лейтмотив тех дней.
На Ассамблее было сказано: В первую очередь мы нуждаемся не в новой организации, а в возрождении современной церкви.
В заключение были избраны Президиум и Центральный комитет ВСЦ. Почетным президентом стал пионер экуменизма доктор Мотт. Генеральным секретарем - Виссерт-Хуфт.
Были, конечно, и свои разногласия (например, между американцем Джоном Даллесом и чехом Иозефом Громадкой по социальным вопросам), но участие таких людей, как Мартин Нимеллер, выдающихся богословов современности Рейнгольда Нибура и Карла Барта, ясно указывает на непреходящую ценность этой Ассамблеи.
Членами Совета могли стать все церкви, пославшие в его адрес письмо с заявлением, что они признают "Господа Иисус Христа Богом и Спасителем".
Третья эпоха Всемирного единения христиан продолжается до наших дней.
"Мы намереваемся быть вместе", — говорилось в послании Амстердамской Ассамблеи.
На второй Ассамблее провозглашалось: "Быть вместе недостаточно. Мы должны идти вперед!"
И ВСЦ определил себя как место, где церкви стремятся сообща стать голосом тех, кто не имеет права голоса, и домом, где каждый человек найдет себе приют.
Эта Ассамблея состоялась в Эванстоне (1954) под девизом "Иисус Христос - единственная надежда мира" (1298 гостей, из них 507 делегатов 179 церквей из 54 стран) . Для рассмотрения молодежных проблем - специальная делегация (96 человек).
На III Ассамблее (Нью-Дели, 1961) было 577 делегатов от 181 церкви. Это собрание, проходившее под лозунгом "Иисус Христос - свет мира", особенно знаменательно значительным увеличением членского состава ВСЦ. В него вступили 23 новые церкви, в том числе 4 большие православные (среди них и Русская).
Сильная струя старинных традиций восточного христианства обещала новые стимулы для жизни и мышления Совета.
Почетным Президентом ВСЦ был избран ветеран экуменизма — Олдхем.
Ежегодно проходят заседания ЦК ВСЦ, в права и функции которого, между прочим, входит и рассмотрение заявлений новых кандидатов в члены Совета.
В 1962 году на расширенном заседании ЦК в Париже были Приняты в состав ВСЦ Армянская церковь, Грузинская православная церковь, Евангельско-лютеранские церкви Латвии и Эстонии, а также ЕХБ СССР.

IV

И наконец, Упсала 1968, IV Генеральная Ассамблея, собравшая свыше 800 представителей от 242 церквей-участниц.
Примечательным и показательным было присутствие многочисленных наблюдателей от Римско-Католической Церкви, из коих двое выступили в качестве уполномоченных ораторов. В адрес Ассамблеи папа Павел VI направил очень доброжелательное Послание, первое до сего времени прямое обращение тми Римского к съезду ВСЦ. (В 1969 году, посещая Богословский Центр Совета, Павел VI заявил, что хотя католики, видимо, не так скоро смогут вступить в ВСЦ, все же — "это великолепное объединение христиан, детей Божиих, разбросанных по всему миру", и что он считает свой приезд сюда "явным знаком христианского братства, которое уже сейчас существует между всеми крещеными и, следовательно, между церквами членами Всемирного Совета и Католической Церковью".)
В одном из упсальских документов говорится: христиане, Которые знают из своего Св. Писания, что все люди созданы Богом по Его образу и подобию, и что Христос умер за всех, должны быть в первых рядах борьбы за преодоление провинциально узкого понимания солидарности на пути ко всемирному ответственному обществу, где правда существует для всех. Воздание ответственного общества — вот цель ВСЦ, вот мечта всех честных людей!
Организационная структура ВСЦ постоянно меняется, отписывая устарелое и следуя усовершенствованным методам работы, стремясь подражать вечному обновлению Божьему, пытаясь "объединить тех, кто придерживается различных взглядов, не отрицая особого пророческого вклада со стороны пюбого из них". Ведь "совет как таковой не может становиться гласом одной школы или вероисповедания, не перестав быть тем, что он есть". И недаром главной темой упсальской Ассамблеи были слова: Се, творю все новое.
ВСЦ не присваивает себе права "сверхцеркви", по уставу он - "содружество церквей", а не "слияние".
"Целью Совета является служить церквам так, чтобы Церковь Иисуса Христа могла явиться в истинном единстве; истинное единство значит коллективное воплощение призвания; а призвание заключается в службе, терпении и общении" (Мтф 20, 28; Ин 13, 14).
Как видим, ВСЦ регулярно занят изучением и активной деятельностью, поддержкой христианского свидетельства и христианской взаимопомощи.
Наряду с ВСЦ существует еще несколько больших и множество менее крупных экуменических обществ, издаются книги, журналы, листки, пропагандирующие всеобщую любовь и в доказательство ее создаются международные трудовые коммуны молодежи в отсталых странах, собираются добровольные пожертвования для голодных, бездомных и всех обездоленных. Верующие других религий организуются в союзы (буддисты, мусульмане) и ищут межрелигиозные контакты (христиане - иудаисты и др.).
В последние годы в мире особенно возрастает роль молодых, дерзко переоценивающих многие ценности, мыслящих широко, глобально, отметающих всякую косность и религиозный эгоизм. Невозможно даже бегло рассказать об успехах, поражениях, болезнях столь огромного организма, каким является экуменизм. Но и так ясно, что наш долг - осуществляв эту идею, противостоять Вавилону, хотя результат сего труда возможно, мы увидим лишь в Новом Иерусалиме...
Да исполнится молитва Иисуса (Ин 17,21).
"Ладно, все это красиво в теории. Но что можем мы, простые "миряне"? Какие меры нам принимать?"
"Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков" (1Тим 2, 1).
Истинный христианин, преклонив колена, откладывает в сторону бесконечное ожидание чьей-то посторонней инициативы и помощи, ибо понял, что единство начинается не с решений, подписанных пусть даже самыми ответственными лицами, а с доброй воли одного кающегося грешника, с одной взятой на плечи пропавшей овцы, со взноса одной потерянной и найденной драхмы!..
Неужели мы не поделим между собой оставленные нам в наследство землю, небо, жизнь, так прекрасно сознавая, что "всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать... Ибо все из Него, Им и к Нему" (Рим 11, 32-36), понимая, что дары служения и действия могут быть различны, а Дух, Господь и "Бог один и тот же" (1Кор 12,4-7)?
Зачем мудрить, прикидываясь простаками, если ясно и неоднократно сказано, что "Бога никто никогда не видел: если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас" (1Ин 4, 12; Ос 6, 6).
Но совершен Он один и посему, набравшись терпения, "имейте усердную любовь друг к другу, потому что любовь покрывает множество грехов" (1Петр 4, 8; Притч 10, 12). Доколе мы будем противиться воле Божией, "зная время, что Наступил уже час пробудиться нам от сна" (Рим 13,11)?
"Большим недостатком Всемирного Совета Церквей является его довольно узкая база, вследствие отсутствия экуменического сознания в массах верующих. Дело в том, что энтузиастами экуменизма являются, главным образом, архиепископы, богословы и другие руководители церквей и церковных организаций, а поместные церкви и широкие слои рядовых христиан затронуты пока еще в очень незначительной степени идеей единой вселенской церкви и идеалами экуменического движения", - увещевал еще в 1959 году наш "Братский вестник". Ему вторит рупор самой большой нашей церкви — "Журнал московской Патриархии: "Наш долг и наша задача в том, чтобы выполнять вместе, сообща, все то, что совесть не подсказывает нам совершать отдельно и врозь. При этом необходимо внедрять в сознание наших верующих экуменическое сознание все глубже и шире, добиваясь экуменической просвещенности в массах христиан. Мы не можем не заботиться о том, чтобы экуменизм не рассматривался как дело главным образом специалистов или церковных верхов, чтобы было хорошо и прочно усвоено, что это общая задача всех христиан, что в это дело свой вклад могут и должны внести все и, в особенности, новые поколения, готовящиеся принять от нас смену. И еще соображение: главное - нельзя будет в будущем предаваться унынию ни при каких могущих возникать препятствиях, которые неизбежны в минуты кризисов. Ибо некоторые новые затруднения легко могут только послужить промыслительной возможностью некоторых структур и ориентации, лишенны

Категория: Да будут все едино | 15.07.2008
Просмотров: 1736 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 0
avatar
Залогиньтесь
Поиск
Новости отовсюду
Статистика






Copyright MyCorp © 2019 Сайт управляется системой uCoz